Пекин, Астана, Баку, Тбилиси, Анкара учредили транспортный консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в рамках транснационального проекта Silk Wind. Соответствующее соглашение было подписано накануне в Стамбуле. Предполагается, что грузы из Китая железной дороге пойдут в порт Актау, оттуда паромами в Баку, далее по железной дороге – в порты Грузии, откуда также паромами в порты Турции или Украины. Не исключено, что Silk Wind вскоре объединится с литовско-украинским транспортным коридором Viking.
В подписанном документе отмечается, что договоренность была достигнута в ходе презентации возможностей Транскаспийского транспортного маршрута Китай – Турция – Европа. Готовность стать учредителями консорциума, наряду с китайской компанией Mishgeng Logistics, выразили «КТЖ экспресс» (транспортное предприятие, входящее в состав «Казахстанской железной дороги»), «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» и азербайджанская компания «Караван логистикс», а также Trans Caucasus Terminals (дочерняя структура «Грузинской железной дороги»). Турция представлена в консорциуме в качестве ассоциированного члена.
В будущем году в рамках этого проекта планируется перебросить через территорию Грузии первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы. Это направление станет более привлекательным после того, как завершится строительство железной дороги Баку – Тбилиси – Карс. Тем более, что в конце 2013 года был открыт первый железнодорожный туннель под проливом Босфор – «Мармара». Баку, Тбилиси, Астане и Анкаре останется только договориться о введении единого тарифа на транспортировку грузов в рамках проекта Silk Wind и по мерам упрощения процедур таможенного оформления поездов. Если эти два маршрута удастся соединить, то общая его протяженность составит 4192 км. Этот путь железнодорожные составы должны покрыть за 12 дней. В случае реализации проекта Silk Wind станет самым коротким маршрутом из существующих для доставки международных грузов от западных границ Китая до ЕС. В 2017 году начнутся перевозки грузов через Украину в Северную и Восточную Европу.
Руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде сказал «ВК», что речь идет о реализации модифицированного варианта проекта Silk Wind. Меморандум о принципах совместной деятельности по развитию транспортной сети и организации перевозок грузов с помощью мультимодального блок-поезда Silk Wind был подписан еще в 2012 году по инициативе Казахстана. «Цель проекта Silk Wind – создание маршрута поезда мультимодального транспорта (контейнерного/РО-РО) с системой предварительного обмена информацией между таможенными службами и железнодорожными операторами стран-участниц проекта. Страны, участвующие в проекте, планируют в его рамках ввести единый тариф на транспортировку грузов. После того как первый состав был протестирован в августе текущего года, было решено оформить уже существующее взаимодействие соответствующих структур в консорциум. Никаких коварных планов, подгаданных к кризису в отношениях Турции и России, за этим не стоит», – отметил Велизаде.
Впрочем, Пекин на этом не останавливается и прорабатывает новый проект строительства моста из Казахстана в Азербайджан через Каспийской море. Строительство грандиозного сооружения может начаться уже в скором времени. Об этом сообщила программа «Деловое время» казахстанского телеканала «Алматы».
Отмечается, что в настоящее время по сухопутному коридору из Китая в Евросоюз перемещается в 100 раз меньше грузопотока, чем морским путем. Даже в Россию из Китая большая часть грузов доставляется морем через Финляндию. При этом основные инвестиции в логистику Китай сейчас направляет на «бирманский коридор» – почти в 100 раз больше, чем готов вложить в «Шелковый путь».