Став наследником престола, принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман сосредоточился на том, чтобы освободить королевство от ”опасной нефтяной зависимости”. Он хочет диверсифицировать экономику и создать рабочие места. National Public Radio в материале What Saudi Arabia's Energy Shake-Up Says About Its Oil Plans отмечает, что принцу приходится полагаться на нефть, чтобы избавиться от старых привычек. Сейчас цены на энергоноситель колеблются в районе $60 за баррель, но аналитики говорят, что королевству, крупнейшему в мире экспортеру нефти, необходима цена не менее $80 за баррель, чтобы сбалансировать национальный бюджет и поддержать видение наследного принца Мухаммеда.
Возможно, именно это стало причиной кадровой перестановки в саудовской нефтяной промышленности. На выходных король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд заменил могущественного министра энергетики страны Халида аль-Фалиха одним из своих сыновей. Новый министр, принц Абдель Азиз ибн Салман, старший сводный брат наследного принца, занимал руководящие посты в нефтяной промышленности в течение трех десятилетий и был государственным министром по энергетическим вопросам.
В понедельник нефтяные цены укрепились после того, как принц Абдель Азиз ибн Салман стал министром. Впервые член саудовской королевской семьи руководит министерством энергетики, и теперь новый министр должен попытаться поднять мировые цены на нефть. Аналитики утверждают, что сейчас цены ниже, чем хотелось бы королевству, из-за избыточных запасов, хотя Саудовская Аравия и другие производители нефти ограничивают добычу.
Более высокие цены увеличат стоимость государственного нефтяного гиганта Saudi Aramco. Наследный принц надеется распродать акции Aramco, самой прибыльной компании в мире, в рамках первичного публичного предложения, чтобы профинансировать свое видение королевства и его экономики.
Заметим, что Халид аль-Фалих сначала лишился должности председателя совета директоров Saudi Aramco, уже потом поста министра энергетики. На посту главы национальной нефтяной компании Саудовской Аравии аль-Фалиха сменил Ясир аль-Румайян, близкий союзник наследного принца, в течение трех лет управлявший Фондом государственных инвестиций, суверенным фондом благосостояния с активами в $320 млрд.
Специалист в области геополитики и мировой энергетики Эллен Уолд говорит, что замена аль-Фалиха близким партнером наследного принца многими рассматривалась как шаг к IPO. Но Уолд обеспокоена назначением Румайяна в качестве председателя Aramco, которой традиционно руководят профессиональные нефтяники. У Румайяна есть опыт работы в сфере финансов, и по мнению Уолд, он принимал ”очень спорные инвестиционные решения” во время работы в Фонде государственных инвестиций.
”Фонд, например, вкладывает средства во многие стартапы в Америке, является крупным инвестором технической сферы, охватывающей компанию Uber и производителя электрических автомобилей Tesla, - отмечает эксперт - Кажется, будто эти инвестиции делает венчурная компания, а не традиционный суверенный фонд благосостояния”.
Наследный принц настаивает на первичном размещении 5% акций Aramco. Согласно данным Associated Press, он оценил стоимость компании в $2 трлн, хотя, по мнению многих аналитиков, реальная стоимость корпорации около $1,5 трлн. Ожидается, что это будет крупнейшее первичное публичное размещение акций в мире.
Аналитики считают, что IPO имеет решающее значение для планов кронпринца на королевство. Капитал от продажи пойдет в суверенный фонд благосостояния, которым управляет Румайян, для укрепления экономики и создания новых, ненефтяных секторов.
”IPO, как он надеется, привлечет более $100 млрд для инвестиций в новую Саудовскую Аравию, которую хочет создать наследный принц”, - утверждает Саймон Хендерсон, специалист по Саудовской Аравии из Вашингтонского института. - Есть некоторая обеспокоенность в связи с тем, что наследный принц хочет инвестировать в ряд фантастических проектов, многие из которых за гранью реальности. Но на самом деле, они не изменят Саудовскую Аравию, как он того хочет”. Хендерсон имеет в виду такие мегапроекты, как строительство футуристического города Неом стоимостью $500 млрд в отдаленном северо-западном регионе Саудовской Аравии.
В 2016 году наследный принц объявил, что IPO может состояться уже в 2017 году. Но Саудовской Аравии необходимо было продемонстрировать финансовую независимость компании от правительства, а Aramco подготовить документы, прежде чем приступать к продаже акций, уточняет Эмили Хоторн, аналитик по Ближнему Востоку из разведывательно-аналитической компании Stratfor. ”Каждый раз когда речь заходит о продаже королевской драгоценности, первичном размещении акций Aramco, мы наблюдаем, что в Саудовской Аравии, в королевской семье и среди технократов, проявляется некоторая обеспокоенность и нежелание торопить события”, - говорит Хоторн. Как такового противодействия этой идее нет, но существует ”необходимость все делать постепенно и осторожно”. По словам Хоторн, сейчас есть все основания полагать, что IPO произойдет в 2020 или 2021 году. Но размещение во многом будет зависеть от нефтяных цен.