В Госкомитете нацбезопасности Киргизии сообщили, что исполнителем теракта в Санкт-Петербурге может являться уроженец республики Акбаржон Джалилов. Эксперт Фонда науки и политики (SWP), доктор Увэ Хальбах в интервью немецкому общественному радио прокомментировал теракт в Санкт-Петербурге и ситуацию безопасности в Центральной Азии.
"Абсолютно однозначно, что совершение теракта выходцем из Киргизии может быть реалистичным вариантом, который указывает в двух направлениях. Во-первых, нельзя исключать того, что за терактом стоит "Исламское государство" (террористическая организация, запрещена на территории РФ - прим. ред.). Ведь также и в Центральной Азии наблюдаются тенденции обращения к "ИГ". Немало боевиков из центральноазиатского региона отправились воевать в Сирию. И здесь следует задаться вопросом о том, что происходит по их возвращении оттуда домой. Во-вторых, в самой России проживает большая община мигрантов из Центральной Азии. И немало тех, кто отправляется воевать за "ИГ" в Сирию или Ирак являются членом центральноазиатской диаспоры в России. Но мы пока что не знаем, идет ли речь о террористе-одиночке, который причисляет себя идеологически к борцам за "глобальный джихад" и "Исламскому Государству", или же речь идет о более сильной с организационной точки зрения подготовке. Все это пока открыто", - отметил эксперт.
Политолог напомнил, что Центральная Азия в глобальной статистике терроризма стоит далеко позади по сравнению с соседними странами – Афганистаном, Пакистаном и даже Россией. "За прошедшие 15 лет в России было совершено куда больше террористических актов, чем в самой Центральной Азии. Однако в Центральной Азии существуют исламистские ячейки. Помимо этого, из региона идет поток бойцов в Сирию – цифры значительно разнятся, иногда говорят о 4 тысячах уехавших в Сирию. Глобальный джихадизм перекинулся также и на Центральную Азию, даже если до сих пор число терактов в этом регионе значительно ниже чем на Северном Кавказе и в остальной части России", - рассказал Увэ Хальбах.
Эксперт SWP отметил, что Россия, проводя военную операцию в Сирии, попала под прицел террористов. "Незадолго до начала операции в Сирии "ИГ" объявило России войну, после чего произошел теракт, ответственность за который на себя взяло "ИГ" - а именно, уничтожение российского пассажирского самолета над Синаем с 224 жертвами. В последний же раз произошли нападения на российскую нацгвардию в Чечне, ответственность за которые также взяло на себя "Исламское государство". Так что, Россия находится в состоянии войны против "Исламского государства", даже если на начальной фазе российская военная операция больше затрагивала оппозицию и была направлена на поддержку правительства Башара Асада. Однако после уничтожения российского пассажирского самолета, война против "ИГ" стала крайне важным лозунгом российской внешней политики и политики безопасности", - заключил Хальбах.
При этом эксперт отметил, что не верит в вероятность инструментализации данного теракта российскими властями во внутриполитическом контексте, в частности, в отношениях с оппозицией.