В Германии продолжается общественная дискуссия по поводу позиции известных фигур, выступающих за продолжение конструктивного диалога с Россией. Особенно сильно она обострилась в свете жесткого антироссийского выступления Ангелы Меркель на саммите "большой двадцатки", после которого линии разлома в немецком правительстве по поводу "российского вопроса" стали еще более очевидны. Социал-демократ Эгон Бар, бывший одним из ключевых членов политической команды покойного канцлера Вилли Брандта и заложивший основы его восточной политики, выступает за продолжение диалога с Россией. Предлагаем вниманию читателей "допрос с пристрастием", который устроило издание Berliner Zeitung Эгону Бару. Отставной политик недавно принял участие в конференции "пророссийского толка", чем навлек на себя критику журналистов, не питающих особых симпатий к Москве.
- Господин Бар, вы участвовали в "мирной конференции" популистского журнала правого толка Compact, оказавшись в довольно сомнительной компании. Почему вы это сделали?
- Я хотел познакомиться с господином Якуниным. Потому что я знаю, что он близок с Владимиром Путиным.
- Вы смогли с ним поговорить?
- Конечно.
- Вы узнали что-нибудь новое?
- Я был впечатлен, что господин Якунин в своем докладе сконцентрировался на рассмотрении культурной близости России и Германии в последние сто лет. После этого у нас состоялся недолгий разговор. Он дал мне свой номер телефона и пригласил на встречу следующей весной.
- Владимир Якунин является президентом РЖД и человеком, приближенным к российскому президенту. В то же время, он презрительно отзывается об оппозиционерах и гомосексуалистах…
- Я отлично понимаю, Россия - не демократия, которая соответствовала бы нашим представлениям. Она таковой никогда и не являлась. Мудрый президент США Джордж Буш (старший) как-то сказал после завершения конфликта между Востоком и Западом, что Россия должна развиваться в соответствии с собственными традициями. Демократия к этим традициям не относится. Я думаю, что дети и внуки Путина также не будут демократами в нашем понимании этого слова, но, если повезет, они станут демократами à la Russe.
- Вы не видите никакой проблемы в том, что приняли участие в конференции, организаторы которой, как минимум, неоднозначны?
- Я не думаю, что мне кому-то необходимо доказывать то, что я социал-демократ. Я хотел встретиться с господином Якуниным, и это соответствует общей линии госпожи Меркель и господина Штайнмайера: канал диалога с Москвой не должен оборваться.
- Но вы также и говорили на конференции…
- Да, я сделал короткое выступление, поскольку был раздражен неквалифицированным выступлением господина Шахтшнайдера. Я возразил ему, поскольку он заявил, что Германия все еще не является суверенной страной. Это бред.