Вестник Кавказа

Баку-Тегеран: взаимные реверансы с нулевым итогом

Почти месяц прошел с момента необычного ареста «за необычные действия» в Иране двух граждан Азербайджана - ученой Халиды Халид и ее водителя Шамхала Гусейнова. Как уже писал «Вестник Кавказа», после первого в истории визита главы МИД Азербайджана в Израиль в традиционно непростых ирано-азербайджанских отношениях наблюдается новый виток напряженности, заложниками которого, по всей вероятности, и стали арестованные в Иране азербайджанские граждане. Был ли визит Эльмара Мамедъярова в Израиль одной из тем обсуждения в ходе недавнего визита главы администрации президента Азербайджана Рамиза Мехдиева в Иран, и если да, то к чему пришли стороны, досконально неизвестно. Однако тот факт, что арест Халиды Халид и Шамхала Гусейнова произошел непосредственно во время визита Мехдиева в Тегеран, едва ли посодействовал укреплению доверия между Азербайджаном и ИРИ в рамках данного конкретного визита.

Для разрядки возникшей напряженности и освобождения своих граждан Баку пустил в ход «тяжелую артиллерию», отправив 18 мая в Тегеран расширенную делегацию, которую возглавил глава управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде. Отметим, что Пашазаде, сам исповедующий ислам шиитского толка, традиционно выступает в роли связующего звена между Азербайджаном и иранским шиитским духовенством, определяющим политику ИРИ. В состав делегации Пашазаде вошли депутаты Милли меджлиса – Фаттах Гейдаров, Мубариз Гурбанлы, Эльдар Ибрагимов, Шамседдин Гаджиев, Джаваншир Пашазаде, заместитель председателя Управления мусульман Кавказа гаджи Сабир Гасанли, представитель руководителя иранской исламской революции в Азербайджане Оджаг Неджад, президент группы компаний ANS Вахид Мустафаев и представитель УМК Зульфигар Фарзалиев.

Первоначальная информация, поступавшая из Тегерана, была довольно обнадеживающей. Делегация под руководством Пашазаде была принята в Иране на высшем уровне. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в ходе встречи с гостями из Баку регулярно обращался к ним на азербайджанском языке, которым он, будучи этническим азербайджанцем, владеет в совершенстве. В ходе встречи Пашазаде поблагодарил Иран за помощь, оказанную Ираном Азербайджану в годы карабахской войны. Это явный реверанс в сторону Ирана, поскольку вопрос о роли ИРИ в ходе армяно-азербайджанского конфликта в самом Азербайджане остается крайне спорным. Далее, Пашазаде пригласил иранского духовного лидера посетить Азербайджан, на что последний с удовольствием согласился.

Азербайджанская делегация была также принята и президентом ИРИ Махмудом Ахмадинеджадом. В ходе встречи иранский президент сделал важное политическое заявление о фактической поддержке им действующего президента Азербайджана Ильхама Алиева на осенних выборах. Президент Ирана, выразив уверенность, что Азербайджан достигнет еще больших успехов под руководством Алиева, заявил: «Будьте уверены, что Азербайджан и Иран всегда будут опорой друг другу. Особенность, отличающая азербайджано-иранские отношения, от отношений с другими странами – это религиозное братство и любовь. Уверен, что мудрость Ильхама Алиева послужит еще большему развитию отношений между нашими странами».

Впрочем, в Иране отлично осознают, что на выборах в Азербайджане действующему президенту реальной альтернативы не предвидится, да и весь остальной спектр политических сил в стране особыми симпатиями к Тегерану также не отличается. Единственным исключением здесь являются шиитские исламисты, которые, однако, никак не представлены на политической арене страны - за исключением нелегально действующей Исламской партии Азербайджана, пользующейся определенной поддержкой в традиционно консервативных апшеронских селах.

Примечательно, что недавно азербайджанские исламисты закинули «пробный камень» в политическое поле страны, организовав кампанию по сбору подписей в поддержку выдвижения на пост президента главы нелегально функционирующей Исламской Партии Азербайджана Мовсума Самедова. Как сообщает азербайджанский информационный сайт faktxeber.com, в поддержку отбывающего 12-летний тюремный срок Самедова свои подписи отдали 52 тыс. человек, что составляет ничтожную часть от почти 4 млн граждан, наделенных избирательным правом. Учитывая это, Тегеран не питает иллюзий относительно перспектив прихода к власти в Азербайджане своих сторонников, и выстраивает сотрудничество с крепко стоящей на ногах действующей властью.

Конструктивный характер встреч, проведенных азербайджанской делегацией с иранским руководством, дал надежду на скорое освобождение граждан Азербайджана. Так, азербайджанский телеканал ANS, руководитель которого находился в делегации в Тегеране, поспешил сообщить, что азербайджанская делегация вернется в Баку вместе с арестованными в Иране азербайджанскими гражданами. Предположительно, предварительная договоренность с иранской стороной действительно имела место. Ведь еще 19 мая посол ИРИ в Азербайджане сообщил местным журналистам о том, что Халида Халид и Шамхал Гусейнов были освобождены. Эту же информацию подтвердил и пресс-секретарь МИД Ирана Аббас Арагчи: «Недавно наши силы безопасности задержали и допросили двух граждан Азербайджана. Мы предоставили информацию по поводу обвинений граждан правительству Азербайджана, и после допроса, в знак доброй воли, они были освобождены». Что касается арестованного гражданина Ирана Мир Каземи, который находился в Азербайджане в составе иранской делегации, то тут имеет место недоразумение, сказал он. «Надеюсь, что это недоразумение вскоре будет устранено. В настоящее время мы работаем над этим вопросом по дипломатическим каналам», - сказал Арагчи.

Однако азербайджанская ученая и ее водитель в составе делегации Пашазаде, вопреки всем ожиданиям, в Баку так и не вернулись. Также не владеют информацией о местонахождении азербайджанских граждан и в генеральном консульстве АР в Тебризе. Нельзя исключать того, что иранская сторона сознательно задерживает освобождение Халиды Халид и Шамхала Гусейнова, ожидая, что Азербайджан авансом отпустит на свободу недавно задержанного гражданина ИРИ Мир Каземи, о котором говорил пресс-секретарь иранского МИД, или же пойдет на уступки в иных вопросах. Однако едва ли такая политика, при которой в «заложниках» политических недоразумений двух стран оказываются простые граждане, является приемлемой для двух стран, между которыми, по словам иранского президента, царят «религиозное братство и любовь».
20295 просмотров