Визит главы внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмара Мамедъярова в Израиль, который израильский президент Шимон Перес охарактеризовал как «исторический», оставил немало вопросов относительно дальнейших перспектив не только азербайджано-израильских, но и азербайджано-иранских отношений. Отправив своего министра в Тель-Авив, Баку совершил шаг, на который он не решался за всю историю своей независимости. Такая осторожность Азербайджана была связана, в первую очередь, с ревностным отношением Тегерана к любым проявлениям азербайджано-израильского партнерства. Как рассказал азербайджанским журналистам бывший внешнеполитический советник команды Гейдара Алиева Вафа Гулузаде, однажды Азербайджан уже был близок к тому, чтобы организовать официальный визит министра иностранных дел в Израиль. Однако экс-президент, исходя из геополитических соображений, тогда все же воздержался от этого шага. Гулузаде полагает, что визит Эльмара Мамедъярова в Тель-Авив является «революционным» шагом азербайджанской дипломатии, несущим в себе определенные риски.
Впрочем, если детально рассмотреть развитие азербайджано-израильских и азербайджано-иранских отношений, то визит кажется не столько революционным, сколько закономерным. Здесь следует напомнить, что еще в июне 2009 года Азербайджан посетил президент Израиля Шимон Перес, что вызвало противодействие со стороны Тегерана как на внешнеполитическом уровне, так и через близкие к нему исламистские партии, функционирующие в Азербайджане. Ответный мессидж Баку, озвученный Эльмаром Мамедъяровым, был предельно ясен: «Азербайджан не вмешивается во внутренние дела других государств и не позволит другим вмешиваться в свои дела». Как подчеркнул тогда Мамедъяров, Баку не обсуждает и не дает оценок визитам в Иран руководства Армении, оккупировавшей территории Азербайджана.
Израильский визит главы азербайджанского внешнеполитического ведомства объясняется не только интенсивными связями Баку и Тель-Авива в области энергетики и оборонной промышленности, но и является прямым следствием ослабления иранского влияния на Азербайджан. Это связано, в свою очередь, с перманентной напряженностью, подтачивающей ирано-азербайджанские отношения, регулярно сотрясаемые новыми скандалами, негативно влияющими на имидж Ирана в Азербайджане в целом. Не прошло и года с момента освобождения без объяснения продержанных несколько месяцев в иранской тюрьме азербайджанских поэтов Фарида Гусейна и Шахрияра Гаджизаде, как иранские спецслужбы арестовали еще двоих граждан Азербайджана. Речь идет о научном сотруднике института литературы имени Низами Национальной Академии Наук Азербайджана, ученом-востоковеде Халиде Халид и ее помощнике по имени Шамах. Арест произошел в Тебризе ночью 30 апреля – по странному совпадению, буквально спустя пару дней после визита Эльмара Мамедъярова в Израиль. Показательно также, что азербайджанских граждан арестовали на фоне официального визита в Иран главы президентской администрации Азербайджана Рамиза Мехтиева. Недавно назначенный посол ИРИ в Азербайджане Мохсун Пак Айин, крайне интенсивно работающий с азербайджанскими СМИ с целью создания позитивного имиджа своей страны опубликовал статью, посвященную ирано-азербайджанским отношениям и приуроченную к поездке Рамиза Мехтиева в Иран. В ней, в частности, говорится, что «этот визит сохранит стратегическую позицию Азербайджан во внешней политике Ирана, и, воспользовавшись существующим потенциалом, Иран и Азербайджан превратятся в постоянных партнеров… Ученые и интеллигенция обеих стран могут сыграть свою конструктивную роль в укреплении отношений между Тегераном и Баку». Символично, что одновременно с выходом в азербайджанских СМИ этой статьи посла стало известно об аресте азербайджанской ученой в Иране. Неудачное это совпадение или же намеренная провокация – вопрос открытый.
Довольно интересна и формулировка причины ареста азербайджанских граждан - «за необычные действия». Как иронично заметил в разговоре с автором этих строк один из сотрудников немецкого МИД, специализирующийся на южнокавказском регионе, по такой уникальной статье в тюрьму можно было бы отправить добрую половину жителей Берлина.
Ожидает ли Азербайджан и Иран новый виток конфронтации, связанный с визитом Эльмара Мамедъярова в Израиль и последовавшим за ним арестом азербайджанских граждан в Иране? Если опираться на уже имеющийся опыт в двусторонних отношениях, то ответ на данный вопрос, пожалуй, будет звучать утвердительно. Напомним, что в прошлом году азербайджанский президент Ильхам Алиев не поехал на проходивший в Тегеране саммит стран движения неприсоединения, предпочтя ему рабочий визит в Белоруссию. В экспертной среде, впрочем, бытовало мнение, что реальной подоплекой решения президента стал политически мотивированный арест двух азербайджанских граждан. Лишь после их освобождения по поручению верхового аятоллы Ирана началось относительное потепление в двусторонних отношениях.
Остается лишь надеяться, что в этот раз Иран и Азербайджан найдут в себе политическую волю, чтобы отказаться от политики «наступания» на одни и те же грабли, не углубляя имеющиеся противоречия, а решив их атмосфере партнерства и дружбы, о которой так часто любят повторять высокопоставленные лица обеих стран.
Баку-Тегеран: игра на нервах
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
26060 просмотров