Неопределенность в отношении будущего внешней политики, безопасности и торговли США открывает новые горизонты для ЕС на большей территории Азии. Такое мнение выразил Фрейзер Кэмерон - директор Центра ”ЕС-Азия” и старший советник брюссельской консалтинговой компании Cambre Associates, специализирующейся на связях с общественностью в статье для EurActiv.
На вопрос, заданный в Вашингтоне в прошлую пятницу, готов ли ЕС взять на себя еще большую роль лидера, глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини дала четкий положительный ответ. С учетом международной критики и неопределенности в отношении политики Дональда Трампа, действительно ли это станет возможностью для ЕС укрепить свои позиции на мировой арене? На первый взгляд, это предположение может казаться не осуществимым из-за Brexit, мигрантского кризиса и роста популизма по всей Европе. Тем не менее ЕС остается крупнейшим рынком в мире, предоставляющим помощь в развитии и поддерживающим многостороннюю систему. Европейская политическая система пережила потрясение, но до настоящего времени ни одна из популистских партий не находится у власти в государствах-членах ЕС. Именно эту «скучную надежность» начинают признавать в качестве силы другие державы, особенно в Азии, учитывая непредсказуемость будущей внешней политики США.
В Азии задаются вопросом - если давние альянсы будут по-прежнему действовать, тогда почему Вашингтон готов уступить экономическое лидерство в Китае, разорвав Транстихоокеанское партнерство (ТТП). В Пекине не знают, останется ли в силе политика ”Единого Китая” или Трамп планирует развязать торговую войну с Китаем. Европа задается вопросом последствий потенциального американского сближения с Россией - какой ценой оно будет достигнуто? Сохранит ли Трамп в силе ядерную сделку с Ираном? Поддержит ли он приверженность Америки выполнять Парижское соглашение об изменении климата? Повернется ли он спиной к свободной торговле и многосторонним институтам? Принимая во внимание всю эту неопределенность, не удивительно, что многие страны прокладывает дорогу в Брюссель для укрепления своих отношений с ЕС. Япония дала понять, что после нескольких лет бессистемных переговоров она теперь хочет заключить соглашение о свободной торговле с ЕС как можно скорее. Чиновники по обе стороны собираются заключить сделку в конце весны. Даже в разгар нынешних внутренних беспорядков Южная Корея посылает высокопоставленных чиновников в Брюссель с сообщением о том, что Сеул хочет более тесно сотрудничать с Брюсселем. Парламент страны недавно ратифицировал соглашение, позволяющее более тесное сотрудничество с ЕС по вопросам политики и безопасности. Вполне вероятно, что в ближайшие недели Корея присоединится к операции ЕС ”Аталанта” в Аденском заливе.
Самое удивительное то, что Китай сейчас ориентируется на ЕС в качестве гаранта правил многосторонней системы. Кто бы мог предположить еще год назад, что Пекин и Брюссель будут просить Вашингтон не отказываться от своих обязательств по вопросам изменения климата? Кроме того, Китай дал понять, что хочет ускорить двусторонние переговоры об инвестиционных договорах с ЕС на фоне протекционистских заявлений Вашингтона. Несколько стран Юго-Восточной Азии, включая Индонезию и Филиппины, стремятся ускорить переговоры с ЕС о свободной торговле Индия, Пакистан, Австралия и Новая Зеландия также готовы к углублению связей с ЕС. Вся эта деятельность показывает, что Азия по-прежнему рассматривает ЕС как серьезного игрока. Но ЕС придется продолжать укреплять свои позиции в регионе и выступать единым фронтом, в том числе и по таким чувствительным вопросам, как проблема Южно-Китайского моря.
Могерини понимает растущую важность Азии для ЕС. Она запланировала в этом году ряд поездок в Индию, Китай, Мьянму и, возможно, в Австралию и Новую Зеландию, где будет продвигать глобальную стратегию ЕС, которая, руководствуясь комплексным подходом к безопасности, представляет разительный контраст по сравнению с национал-изоляционистским, транзакционным подходом внешнеполитической команды Трампа. Неопределенность в отношении американской внешней политики, безопасности и торговли открывает новые горизонты для ЕС. Теперь ЕС должен прийти к согласию и продвигать свои интересы более слаженно. Блок должен подтвердить приверженность делу укрепления многосторонней системы, поддерживая нормативную повестку дня (помимо поддержи Ангелой Меркель базовых ценностей) и продемонстрировать свое понимание азиатских проблем и интересов. Вознаграждением могут стать новые взаимовыгодные отношения между ЕС и Азией.