Вестник Кавказа

Армения: риски политического фаворитизма в бизнесе

Сусанна Петросян, Ереван

Одним из основных системных препятствий для развития Армении остается коррупция. Хотя армянские чиновники называют ее внутренней проблемой, проблема эта находится в центре внимания международных структур.  По словам главы делегации ЕС в Армении, посла Петра Свитальского, у Еревана нет эффективных программ по борьбе с коррупцией, а если страна не будет эффективно бороться с коррупцией, она не сможет динамично развиваться. По мнению посла США в Армении Ричарда Миллза, коррупция препятствует не только развитию страны, но и создает угрозы национальной безопасности: "Если не удастся решить эту проблему, то это скажется на отношениях наших стран, например, на вопросе привлечения американских инвестиций в Армению".

В начале февраля правительство Армении и Агентство США по международному развитию (USAID) подписали соглашение по программе "Содействие в реализации антикоррупционной стратегии Армении", общая стоимость которой составляет $806 390. Цель программы - оказание содействия аппарату правительства в реализации антикоррупционной стратегии на 2015-2018 годы.

Это не первый шаг США, направленный на содействие Армении в борьбе с коррупцией. Все предыдущие попытки оказались неэффективными. Эксперты полагают, что именно сейчас американцы надеются сделать прорыв в этом вопросе.

Но решающее значение имеют не попытки зарубежных стран или международных организаций разрешить проблему, а политическая воля властей страны. Возглавляемый премьер-министром Овиком Абрамяном Совет по борьбе с коррупцией, который существует ровно год, не предпринял каких-либо реальных шагов. Совет провел всего два заседания, на которых принимал программу действий на 2015-2018 годы. Аналогичные советы по борьбе с коррупцией создавались и предшественниками Овика Абрамяна - покойным Андранником Маргаряном и Тиграном Саркисяном. Эти структуры не отличились эффективной борьбой с коррупцией, а Саркисян даже стал главным героем крупного коррупционного "офшорного скандала".

По оценке главы армянского офиса антикоррупционного центра "Трансперенси интернейшнл" Варужана Октаняна, результаты деятельности Совета по борьбе с коррупцией, невидимы, эта структура носит формальный характер. По словам внефракционного депутата Эдмона Марукяна, он изучил 19-страничный отчет о годичной деятельности Совета и пришел к выводу, что существенных шагов предпринято не было, зато на создание электронной системы было потрачено 750 тыс.дол., предоставленных USAID.

В результате фактической бездеятельности Совета и декларативных шагов властей в сфере борьбы с коррупцией, в стране остаются риски политического фаворитизма в бизнесе. В рейтинге экономической свободы фонда Heritage на 2016 год Армения оказалась 54-ой в группе стран с умеренно свободной экономикой. Для сравнения Грузия заняла 230-ое место в рейтинге стран в основном свободной экономикой. Согласно сведениям фонда, взяточничество и проявления фаворитизма в бизнесе остаются обычной практикой среди государственных чиновников, наказания за это крайне редки.

Не в последнюю очередь эта взаимосвязь привела к проблемам в развитии страны. Постоянное превышение импорта над экспортом в результате покровительства властей импортерам-монополистам, привело к образованию дефицита в платежном внешнеторговом балансе, а следовательно, к отсутствию средств для удовлетворения нужд населения и обеспечения экономики. Эти средства восполняются за счет внешнего долга.

По мнению некоторых специалистов, в Армении уничтожена экономика и страна вошла в порочный круг, когда берутся долги, выплачиваются проценты, но не решается проблема повышения уровня жизни населения и развития экономики. Даже большие медицинские центры и образовательные учреждения превратились в крупных налогоплательщиков, порой опережая крупнейшие компании, которые занимают монопольные позиции в экономике. По данным оппозиционного издания News-book, находящийся в списке 1000 крупных налогоплательщиков за 2015 год Ереванский коньячный завод выплатил 4 млрд 929 млн драмов (1 доллар - 495 драм). Ровно столько же налогов выплатили Ереванский госуниверситет и медицинский университет. А влиятельный "Юнибанк", имеющий массу кредитных соглашений с гражданами, платит налогов меньше, чем медицинский университет. Принадлежащий семье премьер-министра Овика Абраамяна Арташатский консервный завод платит почти столько же налогов, сколько и Центр здоровья детей и подростов.

Эксперты призывают к проведению серьезных экономических реформ, как в Сингапуре в начале 1960-х. Тогда реформы сами создадут спрос на сокращение коррупции, препятствующей развитию страны.

По других экспертов, экономические преобразования и борьба с коррупцией - суть одно и то же. Однако в Армении коррупция преследует политические цели и направлена на то, чтобы не было свободной конкуренции ни в экономике, ни в политике, ни где-либо. По словам экономиста Ваагна Хачатряна, нынешняя политическая система не может существовать без коррупции, но и коррупция не может существовать без этой политической системы.

Так, из-за отсутствия борьбы с коррупцией и монополиями в экономике Армении появляются негативные тенденции, способствующие образованию новых порочных моделей, а среди слагаемых этих моделей - и коррупция, и политический фаворитизм в бизнесе, использующий карательную налоговую политику весьма произвольно.

24720 просмотров