В Армении вновь актуализировалась проблема повышения тарифов на газ. Многие граждане на примере полученных коммунальных счетов за потребление газа и электроэнергии убедились в реальных последствиях повышения тарифов. Ситуация осложнилась необычными для Армении декабрьскими холодами. По информации пресс-служб предприятий "АрмРосгазпром" и "Электрические сети Армении", в декабре 2013 года по сравнению с предыдущим годом значительно увеличились объемы потребления газа и электроэнергии.
Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) 7 июля 2013 года установила цену на газ для потребителей - 156 тыс драмов (1 дол. = 409 драмам) за 1000 кубометров газа, вместо 132 драмов, а стоимость за электроэнергию - 38 драмов, вместо предыдущих 30. То есть, в результате для обычного потребителя стоимость газа повысилась на 18,2%, а электроэнергия - на 25%.
Уже подорожали многие товары и услуги, из-за повышения тарифов хлебопекарни испытывают финансовые затруднения, а некоторые работают с убытками. Эта ситуация может стать преддверием подорожания хлеба, и в Армении начинает формироваться новый фронт для роста социального недовольства. Возможно, именно исходя из реальности подобной перспективы, правительство недавно приняло решение частично компенсировать тариф на газ со второго полугодия 2013 года и в период с января по декабрь 2014 года. Решение, которое предусматривает увеличение расходов госбюджета на 1,6 млрд драмов, коснется порядка 65 тыс. необеспеченных семей, имеющих право на получение пособий.
Что же в действительности компенсирует правительство? После повышения тарифов внимание граждан и экспертов было обращено именно на стоимость газа, а не электроэнергии, тогда как потребление электроэнергии, в отличие от газа не имеет столь большой сезонной выраженности.
Даже поверхностный подсчет повышения тарифов вызывает множество вопросов. В частности, как тариф на электроэнергию мог повыситься на 25%, если тариф на газ поднялся на 18,2%? Ведь цена на газ или топливная составляющая выработки одного Квтч электроэнергии - лишь часть тарифа, в который помимо топливной составляющей, входят и другие компоненты, например, зарплата сотрудников сферы энергетики, которая не была повышена. И уж никак тариф на электроэнергию не мог подняться выше тарифа на газ.
Кроме того, выработка электроэнергии на ТЭЦ составляет в Армении порядка 30-35% от общего баланса всей производимой электроэнергии. Существует и такой вопрос как объемы потребления газа на теплоэлектростанциях, который требует особого подсчета и анализа специалистов. Однако необходимо учитывать, что в связи с модификацией пятого блока Разданской ТЭС и внедрения новейших японских технологий на Ереванской ТЭС, объемы потребляемого этими станциями газа существенно сократились.
В этом плане вызывает удивление тот факт, что все-таки собирается компенсировать правительство Армении части населения, если новый тариф на электроэнергию, почему-то превысил тариф на газ.
Ответ один: правительство, обеспокоенное ростом протестных настроений, связанных с введением накопительных пенсий, пытается смягчить общую ситуацию. Решение "о компенсации" стало лишь прикрытием для ложного социального проекта правительства, остающегося защитником монополий, в основе деятельности которых получение сверхприбылей.