Американские компании не вернутся в США

Американские компании не вернутся в США

С сентября вступила в силу очередная серия американских пошлин на китайские товары. Учитывая предыдущие ограничения, теперь под действие нового налога попадают в общей сложности две трети всей китайской продукции в США. Как отмечает Real Clear Markets в материале No Matter What Trump Does, Jobs Aren't Coming Back from China, президент США Дональд Трамп надеется, что вводимые тарифы заставят американские компании покинуть Китай или вернуться в США. Но вряд ли это произойдет.

В ходе очередного раунда эскалации торговой войны 23 августа Трамп ”приказал” американским компаниям покинуть Китай и вернуться в США. Подобная риторика спровоцировала дебаты среди юристов относительно того, есть ли у президента полномочия отдавать такие приказы. Но даже если и есть, вряд ли его слова могут повлиять на происходящее.

Ряд американских компаний уже покидает Китай, но этот процесс начался до того, как Трамп стал президентом. Одна из причин - рост заработной платы в КНР. С 2008 года средняя зарплата в Китае утроилась. Но вместо того, чтобы вернуться в Огайо или Пенсильванию, компании направляются во Вьетнам, Индию, Индонезию и Бангладеш. Сейчас происходит ускорение процесса, который уже шел задолго до того, как Трамп развязал торговую войну.

Будет ли корпоративный исход набирать скорость? Вероятнее всего, нет. Существует опасность того, что страна, в которую компании захотят переехать, может оказаться следующей целью протекционистского гнева. Никто не знает, какое государство окажется под ударом. Не имея представления о долгосрочной политике государства, американским компаниям ничего не остается, кроме как работать в привычном режиме.

Очередной целью Трампа может стать Индия. Президент США уже упразднил беспошлинный доступ к индийским товарам стоимостью $6,3 млрд. Индийское правительство пригрозило ответными мерами.

Вьетнам оказался наиболее популярной страной для американских компаний, покидающих Китай. Вьетнам давно стало вторым азиатским пунктом производства для американцев: Nike переехала туда в 1990-х годах, копировальные аппараты Cannon - в 2012 году. Но хотя Вьетнам считается прекрасным местом для текстильных фирм, производителей игрушек и обуви, и даже для производителей мебели, как и в большинстве азиатских стран, там нет ни инфраструктуры, ни квалифицированной рабочей силы, в которой нуждается большинство компаний. Население Вьетнама мало, а площадь равна примерно одной десятой площади Китая. Если бы большое количество американских компаний переместило туда свои мощности, способность страны выступать в качестве поставщика достигли бы предела через год.

Из-за тарифов в отношении китайского импорта некоторые страны наладили поставки через другие азиатские государства в сотрудничестве с правительством КНР и китайскими компаниями. Большая часть сырья по-прежнему добывается в Китае, при этом азиатские производственные мощности были расширены.

Хотя часть компаний однозначно покинет Китай, немногие из них вернутся в США.

С одной стороны, в зрелой экономике просто недостаточно рабочих, уровень безработицы низкий, к тому же процент пожилых людей постоянно растет. Внутренние источники рабочей силы не соответствуют необходимому масштабу. Именно по этой причине тайваньская фирма Foxconn пересмотрела свои инвестиционные планы в Висконсине. Американским предпринимателям придется построить совершенно новую инфраструктуру, заводы, создать сети поставщиков, организовать обучение рабочих, что займет десятилетия. Если в ближайшее время произойдет массовый возврат производственных мощностей, США понадобится полмиллиона квалифицированных рабочих. По оценкам Deloitte, к 2030 году это число возрастет до 2 млн. 

С другой стороны, США уже не такой большой рынок, каким  были ранее. К 2030 году на него будет приходиться только 7% продаж - на треть меньше, чем в Китае.

Учитывая сравнительные показатели роста неудивительно, что руководители компаний жаждут усилить свое присутствие в Китае. Трамп раскритиковал GM за перенос производства в Китай через неделю после того, как страна объявила о прогнозируемых 25-процентных тарифах на автомобили американского производства. Деятельность GM в Китае фактически нацелена на растущий рынок страны, где компания сможет продавать больше автомобилей, чем в США. В прошлом году компания продала 3,6 млн автомобилей в Китае по сравнению с 3 млн в США. Несмотря на карательные меры со стороны Пекина, даже Apple полностью перевела производство Mac Pro в Шанхай. У США просто нет былого влияния.

Самая большая проблема, с которой сталкивается Америка при попытке репатриировать компании, заключается в том, что американские зарплаты слишком высоки. Средняя заработная плата американцев составляет около 60 000 долларов в год, во много раз больше, чем в Китае, Индии или Вьетнаме.

Если Вашингтон попытается каким-то образом заставить компании перенести свои операции в США, местные компании вряд ли будут нанимать американских рабочих. Они оценят стоимость робототехники и поймут, что гораздо эффективнее использовать автоматику, чем платить рабочим $50 в час. Объемы производства в США увеличатся, но больше рабочих мест не станет. Для компаний из Силиконовой долины, которые предоставляют большую часть программного обеспечения для искусственного интеллекта, это будет стимул, но в итоге разрыв в заработной плате увеличится. 

Конечно, роботы еще не в состоянии удовлетворить потребности всех компаний, например, производителей обуви, которыми выполняется детальная и сложная работа. Если эти компании будут вынуждены работать в США, многие из них обанкротятся. Сможет ли Nike конкурировать с европейской или азиатской фирмой, будучи привязанной к ставкам заработной платы в США? Скорее всего, они будут анализировать темпы роста в Азии и перенесут туда свои операции. Единственным результатом будет уменьшение количества рабочих мест в США и увеличение в Азии.

Не стоит надеяться, что количество рабочих мест в США увеличится -  потерянного не воротишь.

12055 просмотров






Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!