Депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" Илья Пономарев и президент медиа-холдинга "Росбалт" Наталья Черкесова рассказали немецкой аудитории о сути протестного движения в России, начавшегося после выборов в Госдуму, и планах его организаторов на ближайшие месяцы.
Так уж повелось, что деятели оппозиции из стран СНГ - особо желанные гости в европейских столицах. Порой складывается впечатление, что существует определенный набор ключевых слов, используя которые, можно почти со стопроцентной вероятностью вызвать живой интерес у профессиональных европейских защитников демократии. К примеру, "гражданское общество", "альтернативное мнение", "демократизация", "движение за транспарентность" - список этот можно продолжать еще долго, но каждое из этих слов действует почти наверняка. Поэтому не удивительно, что в конференц-зале Германского общества внешней политики (DGAP) не было ни одного свободного места, когда в качестве гостей на мероприятие с громким названием "Арабская весна в России?" были приглашены депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" Илья Пономарев и президент медиа-холдинга "Росбалт" Наталья Черкесова. Впрочем, как справедливо заметил модератор мероприятия, известный эксперт по России Александр Рар, процессы в России и арабских странах сравнивать неверно. Как бы то ни было, несколько провокационное название свою роль все же сыграло, и, как уже отмечено выше, посетителей было более чем достаточно.
Илья Пономарев в ходе своего выступления подробно рассказал аудитории об особенностях возникшего после парламентских выборов протестного движения в России - по его словам, "принципиально неполитического". При этом 36-летний народный избранник не упустил случая невзначай прорекламировать "заслуги" собственной партии. Так, по его словам, "первый митинг был на 100% профинансирован депутатами "Справедливой России", а символ движения - белые ленточки - утвержден в качестве такового на съезде партии. Как так получается, что митинги "неполитического движения" спонсируются депутатами вполне себе политической партии, Пономарев не уточнил. В качестве других признаков движения российский гость назвал "низкий уровень политической грамотности митингующих" и отсутствие в нем политических лидеров как таковых. Также движение имеет ярко выраженный "московский" оттенок. Порядка 2/3 участников движения - москвичи. Если в Москве на улицы вышло 150 тысяч человек, то в Санкт-Петербурге всего 10 тысяч, а в Новосибирске 8 тысяч. Основная задача движения – это, по его словам, поступательное наращивание массовости демонстраций. Так, на митинг 4 февраля организаторы планируют вывести около 200 тысяч человек.
Нечаянно или умышленно, но Пономарев под обтекаемой формулировкой о «низкой политической грамотности митингующих» попытался замаскировать тот факт, что большая часть участников российских митингов протеста не скрывала своего разочарования не только во власти, но и в существующих оппозиционных движениях. «Справедливая Россия», которая еще недавно считалась едва ли не кремлевским проектом, на статус однозначного лидера оппозиции претендовать вряд ли может. Но это обстоятельство не охладило ни интереса немецких экспертов к господину Пономареву, ни пыла самого «справедливоросса».
"Теория 15 процентов"
Илья Пономарев выдвинул небезынтересное объяснение резкого взлета протестной активности в России. По его словам, одной из основных причин роста протестных настроений оказалось нарушение "негласного договора о взаимном невмешательстве в дела друг друга", который до сих пор существовал между властью и новообразованным средним классом. Удельный вес последнего в российском обществе составляет, по его оценкам, около 15%. И если раньше этот класс был полностью аполитичен, то после "некрасивого по форме" объявления о "рокировке" между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, люди возмутились, и многие впервые за долгое время решили заняться политикой – причем, как показывают новости из России, не только у избирательных урн, но и на улицах.
Роль интернета
Выступавшая вслед за Пономаревым Наталья Черкесова рассказала о прямой связи между уровнем интернетизации различных регионов и результатами выборов. Так, по ее словам, там, где уровень интернетизации составлял более 50%, "Единая Россия" показывала относительно низкие результаты, и наоборот. К примеру, в Туве, где лишь 6% населения пользуется всемирной паутиной, правящая партия смогла набрать 70% голосов избирателей. В Мордовии, где меньше четверти населения пользуются интернетом, "единороссы" добились 90-поцентного результата.
"Навальный - националист"
Отвечая на вопросы гостей мероприятия, Пономарев дал характеристику некоторым участникам протестного движения. Так, про известного российского блогера, ставшего в последнее время популярной общественной (если не политической) фигурой, Алексея Навального (по иронии судьбы, выпускника Российского университета дружбы народов), Пономарев заявил буквально следующее: "Навальный - мой друг, но он националист. Об этом сейчас, правда, вспоминать не модно, и этот факт зачастую выносится за скобки". В принципе, если провести сейчас свободные и честные выборы, то националисты займут порядка 20% мест в парламенте".
Российский президент - основная мишень для критики
В ходе мероприятия оба российских докладчика не скупились на критику в адрес как премьера Владимира Путина, так и действующего президента Дмитрия Медведева. Но если в первом случае Пономарев и Черкесова признали, что Путин является на данный момент самой популярной политической фигурой в России, то Дмитрия Медведева снабдили множеством обидных эпитетов, вроде "запятой в Кремле". Впрочем, фигура более либерального по своим взглядам Дмитрия Медведева продолжает импонировать многим в Германии, и один из немецких гостей встал на его защиту, напомнив, что благодаря Медведеву произошла определенная либерализация в российском обществе, и именно он больше других пропагандировал собственным примером пользование интернетом - той самой основной площадкой нынешнего протестного движения. Пономарев и Черкесова поспешили с ним согласиться.
"Поменьше критикуйте власть за права человека"
"Ждет ли Россию революция?" – это, пожалуй, ключевой вопрос, интересовавший аудиторию. "То, что происходит в России, революцией не считаю, но это начало процесса трансформации. В стране идет структуризация политического пространства", - полагает Илья Пономарев. На вопрос участника мероприятия, что в этом случае должен делать ЕС и, в частности, правительство ФРГ, российский депутат ответил прямо: "Поменьше критикуйте наши власти по теме прав человека". После легкого недоумения в зале, Пономарев пояснил: "Mы не хотим, чтобы нас из-за наших требований выставили агентами Запада".
Таким образом, понятно, что нынешнее российское протестное движение оказалось полной неожиданностью и для властей РФ, и для экспертного сообщества стран Евросоюза, и что самое удивительное, для российской «профессиональной» оппозиции. Ее лидеры спешно пытаются то ли возглавить процесс, то ли вскочить в уходящий поезд, но самым заметным результатом этой «активности вдогонку» пока что остается «обмен утечками» в том же интернете.
Другой вопрос, что западные, в том числе и европейские, эксперты, с одной стороны, не могут остаться равнодушными к тому, что происходит на улицах российских городов, но, с другой, явно не знают, с кем им обсуждать митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова – ну, кроме, разумеется, властей. Более того, у самого российского движения протеста действительно нет ни четкой политической программы, ни общепризнанного лидера. На этом фоне европейские эксперты продолжают приглашать на встречи и конференции все тех же лидеров российской «доболотной» оппозиции, которые по мере сил рассуждают о новых веяниях, пытаясь заодно придать себе и своим организациям больший политический вес. А вот насколько эта практика окажется адекватной – вопрос открытый.
"Болотные страсти" в Берлине
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
17305 просмотров