Вестник Кавказа

Нефтевыжималка из Стамбула

Евгений Кришталёв

Турция намерена по максимуму использовать с выгодой для себя ситуацию, сложившуюся вокруг трагедии и экологической катастрофы в Мексиканском заливе. Убрать танкеры из черноморских проливов и переориентировать нефтяные потоки на свой трансанатолийский трубопровод – Самсун-Джейхан. Примерно такую задачу поставили власти страны после коллапса буровой платформы компании bp, который привел к выбросу миллионов баррелей нефти в море и огромным экологическим бедствиям в регионе.

В Турции опасаются, что нечто подобное может произойти и в проливах Босфор и Дарданеллы, соединяющих Черное и Средиземное моря. Черноморские проливы являются одной из самых загруженных в мире морских магистралей. По официальным данным, в 2009 году через проливную зону было перевезено 154 миллиона тонн нефти. В настоящее время через Босфор и Дарданеллы ежегодно проходят более 51 тысяч судов, что в пять раз больше в сравнении с 1990 годом. В день, в среднем, проливами для навигации пользуются 136 кораблей, из них 27 - танкеры, отмечается в докладе, подготовленном министерством энергетики Турции к конференции. Выдержки из него опубликовали местные СМИ.

Угроза экологической катастрофы, как считают в Турции, перманента. Однако самолично закрыть или ограничить проход судов власти страны не могут, поскольку остаются привержены Конвенции Монтре от 1936 года (регулирует правила навигации в черноморских проливах Босфор и Дарданеллы). Это подтвердил министр энергетики Танер Йылдыз после встречи в Стамбуле с представителями около 20 ведущих зарубежных нефтяных компаний, в том числе России и Казахстана.

Конференция в Турции стала первым предметным разговором с нефтяным бизнесом, но далеко стартовым действием на пути страны к ограничению потока танкеров. До представителей компаний донесли опасения Турции относительно броуновского движения танкеров. Как заявил министр экологии страны Вейсел Эроглу, за последние 15 лет в проливы Босфор и Дарданеллы попало 115 тысяч тонн нефти. При этом представитель МИД Турции прямо указал на то, что "после катастрофы в Мексиканском заливе мир изменился. В проливах должны действовать новые правила. Добыча нефти в каспийских проектах приведет к стремительному увеличению объемов перевозок".

Главный вывод из всего вышесказанного – перевод танкерного потока в трубы. Турция активно лоббирует нефтепровод от Самсуна до Джейхана и достигла на этом поле солидного успеха, подписав для строительства россиян. Ведь только при гарантиях поставок в трубу нефти из России можно говорить о рентабельности проекта. Россияне долго сопротивлялись этому проекту, но, похоже, решили отступить для того, чтобы потом не оказаться и вовсе ни с чем. Если трубу построят другие игроки, а проливы так или иначе закроют, то в будущем найти эффективный способ экспорта будет очень сложно.

Параллельно турецкому направлению Россия продвигает собственный проект трубы от болгарского Бургаса до греческого Александруполиса на побережье Эгейского моря. В итоге два трубопровода смогут принять большую часть нефтепотока, который сегодня следует транзитом через проливы. Однако по оценке президента "Транснефти" Николая Токарева, транспортировка по нефтепроводу Бургас-Александруполис обойдется почти в два раза дороже, чем по проливам, а по Самсун-Джейхан - в три раза. Тем не менее, и "Транснефть", и "Роснефть" согласились сотрудничать с турецким правительством в вопросе постройки трубы. Американские компании, судя по сообщениям с конференции, предложили модернизировать проливы. Представитель Chevron заявил, что обходные пути для перевозки мазута не рассматриваются. По словам сотрудника турецкого офиса bp, готовится специальный документ по использованию путей в обход проливов. "Свобода проезда по проливу должна быть под контролем в интересах экологии и ради народа Турции", - считает турецкий министр экологии.

Однако достичь быстрого прогресса и переориентировать потоки с моря на трубы не удастся. Отсюда весьма конъюнктурно выглядит предложение Турции, озвученное накануне встречи с иностранными компаниями. Местные СМИ сообщили о намерении Турции создать фонд с участием иностранных нефтяных компаний для защиты черноморских проливов от катастроф по аналогии с предложением американцев для bp о фонде в $20 млрд. Объем вложений в турецкую копилку, по утверждениям СМИ, видится гораздо больше и может превысить $30 млрд.

Однако вызывает сомнение то, что туркам удастся одновременно раскошелить нефтемагнатов на многомиллиардный фонд, а заодно выбить деньги на строительство трубы до Джейхана.
25035 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября