"Засекреченный" бакинец: Борис Ванников — трижды нарком и организатор атомного проекта
Читать на сайте Вестник КавказаДетство и юность в Баку
Борис Ванников родился 7 сентября 1897 года в Баку в семье рабочего-нефтяника. Сам он работать начал в 17 лет: был бурильщиком на нефтепромыслах, слесарем на заводе, строил дороги. В 1918-м Ванников окончил Бакинское Александровское среднее механико-строительное техническое училище, во время Гражданской войны воевал на Кавказе. В 1920 году он стал сотрудником при старшем инспекторе народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) РСФСР в Баку.
Ванников — директор трех заводов
В том же 1920-м Ванников переехал в Москву и продолжил работать в наркомате РКИ. Одновременно он учился на заочном отделении механического факультета Московского высшего технического училища (теперь это Московский государственный технический университет имени Баумана), а окончив его в 1926 году, отправился работать на Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения и вскоре стал его директором. С 1930-го Ванников работал в Главном управлении машиностроения и металлообработки Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР, а после его упразднения в январе 1932 года стал заместителем начальника одного из управлений в новом наркомате тяжелой промышленности. В мае 1933 года Ванников занял пост директора Тульского оружейного завода и до октября 1936-го организовывал там производство авиационных пулеметов и пушек, выпуск новых моделей спортивного и охотничьего оружия. В том же 1936-м он стал директором машиностроительного завода в Перми, который выпускал и продукцию военного назначения: тогда это был Государственный союзный завод № 172 имени Молотова, а теперь — ПАО "Мотовилихинские заводы".
Во главе наркоматов вооружения и боеприпасов
В декабре 1936-го был образован наркомат оборонной промышленности СССР. В этом ведомстве Ванников сначала руководил отдельными управлениями, а через год стал заместителем наркома. В январе 1939 года произошла еще одна реорганизация: на базе наркомата оборонной промышленности создали четыре новых: один из них — наркомат вооружения — возглавил Ванников. 7 июня 1941 года, за полмесяца до начала Великой Отечественной войны, его отстранили от должности и арестовали как участника "военного заговора". В своих воспоминаниях "Записки наркома" Ванников писал, что "спустя менее месяца после нападения гитлеровской Германии" на Советский Союз в его "тюремную одиночку было передано указание И. В. Сталина письменно изложить свои соображения относительно мер по развитию производства вооружения в условиях начавшихся военных действий". Указание было выполнено через несколько дней, и вскоре арестованного прямо из тюрьмы привезли к Сталину.
Сталин сказал мне: "Ваша записка — прекрасный документ для работы наркомата вооружения. Мы передадим ее для руководства наркому вооружения". В ходе дальнейшей беседы он заметил: "Вы во многом были правы. Мы ошибались… А подлецы вас оклеветали"
— Ванников
Вскоре после этой встречи он был освобожден из заключения и назначен заместителем наркома вооружения, выполнял задания Государственного комитета обороны, а в феврале 1942 года стал наркомом боеприпасов. Ванников отвечал за то, чтобы эвакуированные заводы наладили работу на новом месте, а армия была обеспечена новыми полевыми, зенитными и противотанковыми артиллерийскими системами, минометами, современными образцами стрелкового вооружения и боеприпасами к ним. В июне 1942-го "за выдающиеся заслуги в деле организации производства, освоение новых видов артиллерийского и стрелкового вооружения и умелое руководство заводами" наркому было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот", а в 1944 году он получил звание генерал-полковника инженерно-технической службы.
Во главе атомного проекта
20 августа 1945 года при Совете народных комиссаров (СНК) СССР были образованы Специальный комитет, основной задачей которого стало создание в сжатые сроки советского ядерного оружия, и Первое главное управление (ПГУ), которое должно было заниматься организацией атомной промышленности и координации всех разработок. А 30 августа Ванникова назначили начальником и председателем научно-технического совета ПГУ, а также заместителем председателя Специального комитета.
Это был для меня поистине урожайный назначениями день — сразу три должности. В течение двух часов в дополнение к должности наркома боеприпасов я получил назначение председателя ученого совета, заместителя председателя Специального комитета и нечто вроде наркома по атомной энергии. Конечно, такой день стал для меня памятным на всю жизнь
— Ванников
По совместительству в январе — июне 1946 года он также был наркомом (а с марта 1946-го министром) сельскохозяйственного машиностроения: в это ведомство после войны преобразовали наркомат боеприпасов.
Под руководством Ванникова создавались первые атомные промышленные центры, проводились разработки и испытания ядерного оружия, были заложены основы использования ядерных технологий для выработки электроэнергии в военных и гражданских целях. 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинской области Казахстана была успешно испытана первая советская атомная бомба РДС-1, а в октябре Ванников во второй раз стал Героем Социалистического Труда.
В июне 1953-го на базе ПГУ и Специального комитета было образовано министерство среднего машиностроения, Ванников стал первым замминистра и продолжил курировать работы по совершенствованию ядерного оружия и созданию термоядерного. 12 августа того же года на Семипалатинском полигоне состоялось успешное испытание первой водородной бомбы РДС-6с, а в январе 1954-го Ванников получил звание Героя Социалистического Труда — уже в третий раз. Лауреатом Государственной премии СССР он становился дважды — в 1951 и 1953 годах, был отмечен и другими высокими государственными наградами. В министерстве среднего машиностроения Ванников работал до марта 1958-го, а потом стал пенсионером. Он скончался 22 февраля 1962 года в Москве и был похоронен у Кремлевской стены.
Как в Баку и Москве открывали памятники Ванникову?
Память о Ванникове сохраняют в разных городах. В Баку его именем названа улица, в Туле — машиностроительный завод "Штамп". Также в Баку, Москве и Туле на домах, где жил "ядерный нарком", установлены памятные доски. Есть мемориальная доска и в Челябинске — на здании, в котором в годы войны располагался эвакуированный наркомат боеприпасов.
8 мая 1982 года в бакинском районе Баилово открыли бронзовый бюст Ванникова. Его авторами стали известный художник и скульптор Давид Народицкий и народный архитектор СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и СССР Феликс Новиков — родственник Ванникова и тоже бакинец. Приехавшие на церемонию из Москвы сотрудники Курчатовского института рассказывали о заслугах "засекреченного" руководителя атомного проекта.
Однако в газетах на следующий день об этом событии не было ни слова. И только на третий день репортаж об открытии бюста и его фото появились в "Бакинском рабочем" и в "Вышке". Москва дала добро на публикацию
— Новиков
22 ноября 2024 года, в канун дня рождения Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, на аллее отцов-основателей института был открыт памятник Ванникову, созданный известным скульптором, заслуженным художником России Александром Мироновым.
О роли Ванникова в создании вуза рассказал завкафедрой прикладной математики, профессор МИФИ Николай Кудряшов:
С февраля 1942 года он стал наркомом боеприпасов, а в ноябре 1942 года здания Полиграфического института на улице Кирова (неподалеку был и сам наркомат боеприпасов) были переданы наркомату, и в них по инициативе Бориса Львовича 23 ноября был создан Московский механический институт боеприпасов, с которого началась история нашего вуза.