Баку и Тегеран договариваются о железнодорожном Зангезурском коридоре
Читать на сайте Вестник КавказаПредставители руководства железных дорог Азербайджана и Ирана обсудили строительство железнодорожной ветки, которая свяжет Восточный Зангезур и Нахчыван, то есть Зангезурского коридора. Соответствующее сообщение глава компании "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) Ровшан Рустамов опубликовал на своей странице в соцсети X.
По его словам, встреча прошла в ходе официального визита в Иран. Там Рустамов провел переговоры с руководителем железнодорожной администрации Исламской Республики Джаббаром Али Закери Сардруди.
"Темой наших обсуждений стало строительство железнодорожной линии, которая обеспечит прямую сухопутную связь между Восточно-Зангезурским экономическим районом и Нахчыванской Автономной Республикой через территорию Ирана"
– глава АЖД
По словам Рустамова, стороны поговорили и об упрочении сотрудничества по международному транспортному коридору Север-Юг. Азербайджанская сторона поведала также о шагах, которые реализуются Баку для развития обоих маршрутов. Предметом обсуждения стали и дальнейшие планы.
Отметим, что в Тегеране в данный момент находится с визитом вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев. Накануне состоялись его переговоры с президентом Ирана Масудом Пезешкианом. Сегодня Мустафаев пообщался с главой МИД ИРИ Аббасом Аракчи.
Зачем Азербайджану железная дорога в Иране?
Эксперт дискуссионного клуба "Валдай", директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о преимуществах иранского железнодорожного участка Зангезурского коридора в сравнении с армянским.
"Делегация азербайджанских железнодорожников осталась в Иране после вчерашнего визита вице-премьера Шахина Мустафаева по той причине, что организация железнодорожного сообщения между Зангиланским районом и Нахчываном является для нас очень важным вопросом. Армянская сторона до сих пор не предложила Азербайджану той формулы упрощенного проезда через свою территорию, какую обязывалась предоставить в Трехстороннем заявлении от 9-10 ноября 2020 года – поэтому Азербайджан в 2022 году заявил о намерении проложить дорогу через Иран", - напомнил он.
"По проекту остается ряд незакрытых вопросов, которые необходимо согласовать. С одной стороны, это порядок инвестиций в строительство железной дороги, а с другой стороны – технические детали. Прежде всего нужно решить вопрос, по какой колее она будет строиться, ведь в Азербайджане и Иране у колей разные размеры. Поскольку речь идет о дороге из Азербайджана в Азербайджан, логично прокладывать ее по стандартам азербайджанской колеи, это ускорит перевозки. Благодаря запуску этой дороги в регионе будет больше альтернатив в векторе транспортных коридоров, действующих в направлении "Восток-Запад"", - обратил внимание Фархад Мамедов.
Также сторонам необходимо договориться о том, кто будет прокладывать эту дорогу. "Железная дорога – совсем не то же самое, что автомобильная дорога. Для ее строительства необходимо иметь в непосредственной близости уже существующую железную дорогу, ведь рельсоукладчик сам работает на рельсах. Проблема здесь в том, что в прилегающей к Зангилану, Армении и Нахчывану части Ирана нет железных дорог – ветка есть только из Джульфы в Нахчыван. Поэтому нужно согласовывать эти технические детали", - заключил эксперт.