"Это Валико!": как снимали "Мимино"
Читать на сайте Вестник КавказаИдея фильма "Мимино" появилась после того, как кинодраматург Резо Габриадзе рассказал Георгию Данелии о живущем в горах летчике, который на ночь запирал свой вертолет на амбарный замок и прикреплял цепью к дереву. Режиссер счел эту деталь "кинематографичной" и вместе со сценаристом отправился в Телави, где находился небольшой аэропорт. Там, в комнате отдыха летчиков, и были сделаны первые сценарные наброски. Однако тогда Данелия вплотную фильмом заниматься не стал - он отправился в зарубежную поездку с "Афоней", а потом начал работу со сценарием "Неромантичный человек" Виктории Токаревой. "Мы с Токаревой написали сценарий про деревенскую девчонку, влюбленную в летчика, который сочиняет стихи и играет на трубе. После "Афони" мне хотелось снять что-то простенькое и светлое", - отмечал режиссер.
Сценарий был принят, начался подготовительный период. В это время Данелия встретился с Максудом Ибрагимбековым и поведал ему о предстоящих съемках. "Когда дошел до середины, Максуд спросил: "Прости, а помнишь, ты рассказывал про вертолетчика, который запирает вертолет на замок? По-моему, эта история намного интереснее", - вспоминал режиссер. Эти слова заставили его задуматься и стали судьбоносными для "Мимино". "Я понял, что фильм про девочку и трубача снимать уже не смогу", - признавался Данелия. Он срочно вызвал из Тбилиси Габриадзе. "Мы, уже втроем, Резо, Вика и я, поехали в Дом творчества "Болшево" писать новый сценарий. Писать надо было быстро: времени до съемок оставалось мало", - рассказывал Данелия. Второй режиссер Юрий Кушнерев каждое утро приезжал в Болшево и забирал готовый материал. В Москве работала съемочная группа, которой "надо было найти актеров, сшить на них костюмы, выбрать натуру, сделать эскизы декораций, внести изменения в смету, и еще, и еще". К началу съемок был написан первый вариант сценария, его потом "уточняли, дописывали и переписывали".
От традиционных кастинга и кинопроб создатели картины отказались. Еще в Телави, делая предварительные наброски сценария, Данелия и Габриадзе решили, что главную роль сыграет Вахтанг Кикабидзе. Другие претенденты на роль Валико Мизандари даже не рассматривались. Перед съемками режиссер объяснил Кикабидзе, что хочет снять картину, которая "внутренним пафосом" напоминала бы роман "Три товарища" Ремарка. Поначалу актер отнесся к этой идее с некоторым недоверием, но позже признал, что созданная в фильме "атмосфера бескорыстного человеческого братства" близка к той, которая была описана в книге немецкого писателя.
При выборе актера на роль соседа Мимино по гостиничному номеру возникли сложности, но связаны они были не с поисками подходящего исполнителя, а с сюжетными вариантами. Сначала сценаристы планировали "подселить" к Валико эндокринолога из Свердловска (Евгения Леонова), а потом придумали водителя из Дилижана (Фрунзика Мкртчяна). Авторы так и не смогли сделать выбор, поэтому решили отдаться воле жребия и бросили монетку. Так роль соседа досталась Мкртчяну. При этом Данелия не захотел расставаться с Леоновым, которого считал своим "талисманом" в кино и после фильма "Тридцать три" снимал почти во всех картинах. Для актера сочинили небольшую, но важную для развития сюжета роль фронтовика Волохова.
На роль стюардессы Ларисы Ивановны рассматривались (без проб) Елена Проклова и Лариса Удовиченко. Как вспоминала Проклова, Данелия, предлагая ей роль, заметил, что у ее героини будет немного экранного времени, но она станет украшением картины. Для участия в московских эпизодах без кастинга были приглашены известные актеры: Леонид Куравлев, Владимир Басов, Савелий Крамаров, Арчил Гомиашвили. Роль молодого адвоката сыграла Марина Дюжева. Эпизоды с ее участием имеют реальную основу - рассказ Ланы, дочери Данелии, выпускницы юрфака, о первой в ее практике встрече с подзащитным в Бутырской тюрьме. Режиссер даже дал героине имя и отчество прототипа - Светлана Георгиевна. Позднее Дюжева признавалась, что ее в 1978 году удивила реакция зрителей, "такой ажиотаж" вокруг "Мимино": "Я подумала: ну, простенький, обыкновенный фильм. Я была слишком молода, и у меня не хватало жизненного опыта".
Данелия планировал максимально использовать вокальные возможности Кикабидзе, и в сценарии было несколько музыкальных номеров с его участием. Однако артист объяснил режиссеру, что немногословный, не склонный к открытому проявлению эмоций Валико не может петь, шагая по деревне - это противоречит его характеру. Данелия признал его правоту и вычеркнул музыкальные номера. "Помимо того, что Кикабидзе великолепный актер, у него есть одна особенность: если у Бубы сцена не получается, надо тут же проверять сценарий. Буба так входит в роль, что не способен сыграть то, что его персонаж не может сделать по логике характера", - отмечал режиссер. В фильме остались две песни, которые Кикабидзе поет за кадром: "Чито-гврито, чито-маргалито" и "Приходит день, уходит день". Их сочинил Гия Канчели, ранее создавший музыку к фильму Данелии "Не горюй!". Для "Мимино" режиссер попросил его написать песню, по настроению похожую на Yesterday Джона Леннона и Пола Маккартни. При этом с Данелия хотел, чтобы ее общая интонация напоминала не классическую версию The Beatles, а вариант Рэя Чарльза, более близкий по манере исполнения Кикабидзе.
Весной 1976 года киногруппа отправилась в Грузию для выбора натурных объектов. Местом съемок стали два разделенных ущельем высокогорных села в Тушетии - Шенако и Омало. Известие о приезде Кикабидзе быстро распространилось среди горцев, и в Омало начали прибывать жители ближних и дальних сел, чтобы накрыть стол для любимого артиста. Работа над фильмом оказалась на грани срыва. Поначалу отказываться Кикабидзе было неудобно, но потом он стал уклоняться от застольных встреч, ссылаясь на проблемы со здоровьем.
Съемки в Тушетии продолжались до поздней осени, а в ноябре началась работа над московскими эпизодами. Гостиница, в которой происходит часть действия, должна была предстать в фильме как особый обжитой мир. Администрация "России" разрешила провести две дневные съемочные смены и одну ночную. Однако отснять удалось часть эпизодов в номере Валико и Рубика и сцены в ресторане. Второй съемочный день не состоялся - 25 февраля 1977 года в гостинице произошел сильный пожар, и интерьер номера Мимино и Хачикяна пришлось воссоздавать в студийном павильоне.
Согласно замыслу сценаристов, часть фильма должна была сниматься в США. Однако съемки за океаном оказались для "Мосфильма" слишком дорогими, и "зарубежные" эпизоды перенесли в Западную Германию. Киногруппа жила в ГДР, ежедневно пересекала границу, снимала в Западном Берлине, а затем возвращалась.
В июне 1977 года "Мимино" обсудили на предварительном заседании худсовета студии. В целом фильм получил положительные отзывы, в июле, еще не имея прокатного удостоверения, был представлен на X Московском международном кинофестивале и отмечен одним из трех главных призов. На итоговом заседании худсовета 31 августа нареканий к "Мимино" почти не было. Премьера на широком экране состоялась 27 марта 1978 года.
В 2016 году в СМИ появились публикации о том, что грузинский бизнесмен Зураб Чигогидзе выкупил права на съемки продолжения "Мимино" и в ближайшее время намерен начать производство фильма. Он даже называл имя сценариста, рассказывал о переговорах с "несколькими режиссерами", однако какие-либо детали проекта раскрывать не стал. С тех пор новости о съемках продолжения "Мимино" не появлялись.