Россия закрыла свои недра для иностранцев
Читать на сайте Вестник КавказаГосдума РФ в третьем чтении приняла закон, запрещающий выдачу лицензий на разработку недр иностранным компаниям.
Действующее законодательство гласит, что пользователями российских недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане и юридические лица. Участками недр федерального значения могут пользоваться компании, зарегистрированные в РФ. Согласно новому закону, пользователями недр могут быть только юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами РФ.
Иностранным компаниям для продолжения работы необходимо создать юридические лица в РФ и передать им права пользования участками недр.
Роснедра должны будут уведомить иностранные юридические лица о нововведении не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу. В течение 90 дней со дня направления уведомления пользователь недр, являющийся иностранным юрлицом, должен создать компанию в России.
Также новый закон предоставляет РЖД и строительным компаниям, с которыми монополия заключила контракт, без аукциона право пользования участками недр местного значения при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песок, галька, щебень). При этом данные полезные ископаемые могут быть использованы исключительно для проведения строительных работ по инфраструктуре ж/д транспорта.
Закон вступит в силу со дня официального опубликования.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, для компаний, принявших решение продолжать бизнес в России, закон не составит проблемы, в то время как компании, решившие покинуть РФ, попросту не станут его исполнять.
"Я думаю, этот закон нужен для того, чтобы дифференцировать отношение к этим компаниям и по-разному с ними выстраивать отношения. К примеру, французская Total готова работать с Россией, не хочет пока из России уходить, но на время приостанавливает дальнейшие инвестиции – тут одна история. В принципе, эта компания может в дальнейшем сохранить возможность разрабатывать месторождения в России, для чего с ней будут заключены соответствующие соглашения в будущем", - сказал он.
"Если же компании, как Shell или BP, хотят полностью продать свои активы в России или даже готовы пойти на то, чтобы их национализировали – с ними другое отношение, тогда они в дальнейшем вряд ли смогут в Россию вернуться. По крайней мере, на прежних основаниях они уже не возвратятся. Так что этот закон, скорее всего, нужен, чтобы отделить компании, которые готовы переждать сложный период и в дальнейшем снова работать у нас, от тех, которые явно не готовы уже что-то делать в России", - подчеркнул Станислав Митрахович.