Тайна Кавказской Албании
Читать на сайте Вестник КавказаС началом конфликта между Арменией и Азербайджаном существенно повысился интерес к истории Кавказской Албании. Наряду с этим предмет научного исследования подвергся сильной политизации. Кавказская Албания (не путать с европейской) или же как указано в исторических источниках Агванк или Алуанк –древнее государство, существовавшее на территории Южного Кавказа в III-VII веках. В древних источниках, таких как произведения Страбона сказано, что Кавказская Албания являлась конгломератом из двадцати шести племен, среди которых были и уди - сохранившаяся этническая группа в составе нескольких тысяч человек, исповедующая христианство, которая и сегодня проживает на территории Азербайджанской Республики.
В последнее время, проблемы христианских церквей на территории Азербайджана вызвали большой интерес к Кавказской Албании. К сожалению, некоторые западные эксперты высказали свои поверхностные суждения по этому вопросу, в частности, назвав основную азербайджанскую теорию о Кавказской Албании “фиктивной” или “псевдонаучной”. Однако вышеупомянутые эксперты не имеют каких-либо конкретных знаний об истории Кавказской Албании, изучение которой требует владения старо-армянским (грабар), арабским и даже ныне вымершим албанским (ближе всего к нему современный удинский) языками. Стоит подчеркнуть, что у некоторых из этих экспертов даже не имеется докторской степени по истории.
Том де Ваал, автор книги “Черный сад”, посвященной конфликту между Арменией и Азербайджаном, высказал мнение, что "никто за пределами Азербайджана не верит в теорию кавказских албанцев". Ранее он также раскритиковал азербайджанского академика Зию Буниятова, который разработал азербайджанскую теорию о Кавказской Албании. Зия Буниятов был первопроходцем, который не только открыл новую главу в истории Кавказской Албании, но и приступил к переводу Корана на азербайджанский язык и был убит исламскими фундаменталистами, якобы обученными в Иране. Лоуренс Броерс в книге "Анатомия соперничества" подошел к анализу исторических данных более осторожно, но в итоге отказался от азербайджанской версии. Проблема заключается в том, что лишь небольшое число экспертов на Западе знает историю Кавказской Албании, в то время как остальные в основном повторяют аргументы ученых в Армении или армянского происхождения за рубежом.
Для армянских националистов теория о Кавказской Албании абсолютно неприемлема, поскольку она разрушает доктрину о «Великой Армении», созданную армянами за последние триста лет. По их мнению, «Великая Армения» включала в себя Карабах и другие территории на Южном Кавказе, находящиеся в составе Кавказской Албании. Согласно армянской версии, Кавказская Албания была христианским государством, которое было ответвлением армянского государства как с политической, так и с религиозной точек зрения. Довольно часто армянские ученые указывают на армянские церкви, как на свидетельство их исторического присутствия на этих землях. Комментируя эту ситуацию, американские ученые Джерард Тоул и Джон Лафлин отмечают: "Армянская Церковь имеет длинный и сложный географический след на Ближнем Востоке, в Анатолии и на Кавказе… церкви, кладбища и религиозные камни рассматриваются в качестве доказательства первоначального владения спорными территориями и основания для предъявления территориальных претензий, которые в противном случае не могут быть предметом спора. Такие дискурсы стремятся представить территорию как священное пространство, священное не только из-за своего религиозного значения, но и в более широком смысле, как древнее наследие современной нации".
Для азербайджанских историков (после Зии Буниятова самым плодовитым писателем стала его ученица Фарида Мамедова) Кавказская Албания была полностью независимым государством, которое даже соперничало с Арменией. На мой взгляд, обе теории были в определенной степени политизированы из-за современного конфликта. Азербайджанские историки, часто пишущие на темы, связанные с конфликтами, используют эмоциональный язык, который также присутствует и в работах армянских ученых, но отсутствует у ученых в диаспоре, получивших образование на Западе. Наряду с другими геополитическими и религиозными факторами это способствует развитию влияния Армении на западное экспертное сообщество. Более того, многие исследования на Западе спонсируются группами армянской диаспоры, такими как Фонд Тавитяна, который финансирует Фонд Карнеги, известный своей анти-азербайджанской позицией. С азербайджанской стороны, напротив, такие исследования в основном финансируются государством, что негативно воспринимается западными учеными. В Соединенных Штатах насчитывается около 22 кафедр армяноведения, но нет эквивалента по Азербайджану. Спонсорство со стороны правительства Азербайджана становится предметом остракизма, пример которого недавно произошел в Германии. Ирония заключается в том, что многие фонды Германии в значительной степени спонсируются государством. Например, глава офиса Фонда Генриха в Тбилиси Бёлля Штефан Майстер призвал к прекращению любых академических связей с Азербайджаном. Такую анти-азербайджанскую позицию многих западных ученых, отчасти, можно объяснить критическим восприятием нынешнего правительства, или же влиянием ориенталистских (в Саидовском смысле), антиисламских и туркофобских настроений.
Другая проблема заключается в том, что история Кавказской Албании продолжает изучаться в основном по армянским источникам, поскольку тексты на основе албанского алфавита полностью исчезли на множество веков и были открыты сравнительно недавно в египетском монастыре на горе Синай благодаря грузинскому ученому Зазе Алексидзе. Действительно, довольно странным феноменом является то, что албанские религиозные тексты не сохранились на Южном Кавказе, особенно с учетом того, что указом русского царя в 1836 году независимый Албанский католикасат был упразднен и полностью передан армянскому в Эчмиадзине. Из этого вопроса мы можем извлечь все - историю, религию, драму и заговор.
Как упоминалось ранее, Кавказская Албания перестала существовать как независимое образование в седьмом веке и перешла под контроль Арабского Халифата. После арабского завоевания большинство албанского населения было обращено в ислам. Те же, кто придерживался христианства, постепенно присоединились к армянской церкви, которая пыталась полностью контролировать албанскую церковь и, по мнению азербайджанских историков, уничтожила многие исторические документы, подделав другие в попытке стереть имеющиеся следы существования независимой Албании. Албанские палимпсесты свидетельствуют о том, что религиозные тексты были стерты и переписаны. Это не теория заговора, а доказанный факт, и албанские палимпсесты изучались различными учеными, включая Зазу Алексидзе, Йоста Гипперта и Вольфанга Шульце, а также Тимура Майсака. Как заметил Т.Майсак: "Богослужение в албанских церквях полностью перешло на армянский язык, а использование неармянских богослужебных книг пресекалось. Книги на кавказско-албанском языке перестали переписываться, а сама письменность была забыта; созданные в V—VII вв. рукописи были уничтожены либо расшиты, текст с их страниц был смыт, чтобы писать на них заново уже на других языках".
Армянский ученый Иосиф Орбели в 1909-1919-ых годах провел исследование “Надписи Гандзасара и hавоцптука”, упомянув албанские надписи в Гандзасарском монастыре в Карабахе.
Похоже, что албанские христиане в мусульманской среде тесно взаимодействовали с армянами-христианами, но пытались сохранить свою независимость. Независимость Албанского католикосата в Ганздасаре, расположенном в Карабахском регионе Азербайджана, подтверждается многими средневековыми источниками. Тем не менее, на протяжении веков некоторые албанцы постепенно арменизировались. Ученый из США армянского происхождения Рональд Суни также поддерживает мнение о том, что “албанцы в горной местности Карабаха вплоть до исторической Армении оставались в основном христианами и в конечном итоге слились с армянами”. Российские имперские политики также знали о существовании Албании: князь Григорий Потемкин (1739-1791) в своем Восточном плане предусматривал создание Армении и Албании как двух отдельных вассальных образований. Интересные исследования по этому вопросу см. в диссертации Шона Поллока "Империя по приглашению".
Вся ситуация, связанная с религиозным наследием кавказских албанцев, должна быть изучена профессиональными историками, обладающими знаниями соответствующих языков и научной квалификацией. Более того, этот вопрос должен быть освобожден от злобных нападок националистов любого рода.
Фарид Шафиев - председателm Центра анализа международных отношений и адъюнкт-лектором Университета АДА, Баку, Азербайджан. Имеет степень доктора философии Карлтонского университета и степень магистра в Гарвардской школе государственного управления Дж.Кеннеди, а также степень бакалавра по праву и диплом по истории Бакинского Государственного Университета. Он является автором книги “Расселение приграничных территорий: политика переселения и этнический конфликт на Южном Кавказе” издательства McGill-Queen's University Press (2018), многочисленных статей и комментариев.
Взгляды автора могут не отражать взгляды аффилированных учреждений.