Коронавирус не помешал турецко-китайской торговле
Читать на сайте Вестник КавказаНесмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19, Турция и Китай продолжают развивать торгово-экономическое сотрудничество. В этом году исполняется 50 лет со дня установления дипломатических отношений между двумя странами. Как отмечает китайское информационное агентство "Синьхуа", страны установили дипломатические отношения в 1971 году. Торговый оборот по состоянию на 2020 год составляет около $24 миллиардов. По данным Института статистики Турции, товарооборот между Китаем и Турцией увеличился на 44% за первые три месяца 2021 года, достигнув объема в $8 миллиардов.
Эксперты соглашаются с тем, что китайская инициатива по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры "Один пояс - один путь" упростила перевозку товаров в Китай грузовыми поездами. Железная дорога протяженностью 8693 км, идущая из Стамбула в китайский город Сиань через Турцию, Грузию, Азербайджан, Каспийское море и Казахстан, была запущена в конце 2020 года. Как сообщил генеральный директор стамбульской транспортной компании Fevzi Gandur Logistics Хасан Сафак, время перевозки грузов между Турцией и Китаем сократилось с 30 до 12 дней, что стало коммерческим прорывом, поскольку расходы снизились. Но необходимо время, чтобы перевозки грузовыми поездами начали приносить прибыль в полную силу. Со временем эта альтернатива морским перевозкам будет набирать обороты.
Сафак высоко оценил экономическую и производственную политику китайского правительства, назвав ее "очень эффективной". По его словам, мировая торговля набирает обороты, поскольку программы по вакцинации населения в странах-крупнейших участниках рынка показывают положительные результаты в борьбе с COVID-19. "В ближайший период Китай обязательно станет международным производственным центром", - отметил он.
За последнее десятилетие Китай и Турция диверсифицировали двустороннюю торговлю: Китай экспортирует больше высокотехнологичной продукции, а Турция экспортирует в Китай продукты питания.
Эксперты полагают, что инициатива "Один пояс - один путь" повлияет на экономическую ситуацию в регионе и за его пределами. "Турция участвует в этой инициативе в рамках проекта Транскаспийского международного транспортного маршрута - "Средний коридор". За последние несколько месяцев мы стали свидетелями роста как китайского импорта, так и экспорта", - отметил директор Турецкого центра азиатско-тихоокеанских исследований, профессор Сельчук Чолакоглу. Он подчеркнул, что торговое сотрудничество между Анкарой и Пекином имеет тенденцию к росту, и Китай также решает проблему дефицита двусторонней торговли Турции.
"Торговый баланс в значительной степени смещен в пользу Китая, что стало проблемой для Турции, но Пекин о приглашает турецкие фирмы участвовать в торговых ярмарках и выставках, которые проводятся для продвижения турецких потребительских товаров на китайский рынок. Такие усилия необходимо приветствовать, поскольку они направлено на сокращение торгового дефицита Турции", - объяснил Чолакоглу.
Несмотря на негативное влияние пандемии коронавируса на мировую торговлю, крупнейшие китайские производители смартфонов, включая Xiaomi, Oppo и Vivo, в прошлом году запустили производство в Стамбуле. Крупнейшая китайская компания электронной коммерции Alibaba также недавно инвестировала $350 миллионов в турецкую платформу электронной коммерции Trendyol в целях увеличения капитала. Alibaba приобрела Trendyol в 2018 году. Trendyol, одна из самых популярных платформ электронной коммерции в Турции, пользуется поддержкой иностранных инвесторов и занимает лидирующие позиции на рынке электронной коммерции страны.