Пашинян пытается выстроить отношения с армией
Читать на сайте Вестник КавказаХотя премьер-министру Армении Николу Пашиняну удалось продавить отставку главы Генштаба Оника Гаспаряна, вопрос о взаимодействии между действующей властью и армянским генералитетом остается открытым. Позиции ВС республики существенно пошатнулись после поражения во Второй Карабахской войне, высветив широкий круг структурных проблем.
Армянскую армию ожидает множество нововведений, которые не ограничатся банальным переоснащением. Причем реальные процессы по модернизации армии начнутся лишь после подведения итогов внеочередных парламентских выборов, назначенных на лето этого года. Все инициативы в отношении армии до выборов носят декларативный характер и используются в ходе избирательной кампании. Поэтому крайне консервативный армянский генералитет пристально следит за ходом предвыборной гонки в ожидании того, под чьим руководством будут проходить реформы разложившейся армии.
Нетривиальным намеком на то, что армию ожидают перемены стало то, что в период уличных демонстраций в начале этого года армия не была использованы против Пашиняна. Русофобское крыло армянской политики усмотрело в этом руку Москвы, посчитав, что российский Генштаб потребовал от армянских коллег по линии ОДКБ, чтобы те не вмешивались в политические процессы республики, ограничившись антиправительственными заявлениями. Так или иначе, но именно невмешательство военных позволило Пашиняну чувствовать себя чуть более уверенно и начать политический процесс в отношении некоторых военных.
Оставаясь единственным гарантом выполнения условий ноябрьского Заявления по Карабаху, Пашинян будет стремиться переформатировать армию, чтобы с ней можно было работать в дальнейшем, так как в Армении именно армейские структуры будут непосредственно участвовать в деблокаде транспортных коридоров. Принимая во внимания то, что в рядах высшего офицерского состава присутствуют десятки военных, симпатизирующих милитаристским взглядам, Пашиняну важно крайне осторожно осуществить ротацию кадров внутри армии. Это необходимо и для поддержания собственной предвыборной кампании, так как сторонники экс-президента Армении Роберта Кочаряна рассчитывают на содействие со стороны своих людей из числа военных в подрыве избирательной кампании премьера.
Поскольку престиж армии упал в глазах общественности, а тема реформации ВС будет актуальна ровно до тех пор, пока республика не сумеет окончательно оправиться от ментального кризиса, вызванного поражением, Пашинян готов протянуть руку тем военным, которые не будут вмешиваться в политические процессы, которые напрямую будут влиять на ход его избирательной кампании. Высока вероятность того, что вскоре после предложения по сокращению срока служба в армии, премьер выскажет мнение о целесообразности улучшения условия проживая семей молодых офицеров с последующим увеличением жалования. Пашиняну важно показать общественности, что он якобы забоится о призывниках, не желая надолго отлучая их от семей и дома. Одновременно премьер ведет политическую работу среди военнослужащих, подталкивая их самих инициировать отход от прежних армейских традиций. Себе Пашинян отводит скромную роль модератора, поскольку для него важно продемонстрировать то, что армия сама созрела для обновления, снимая с себя косвенные обвинения политических оппонентов в разрушении ВС республики.
Но армейские структуры по-прежнему настроены скептически в отношении идей премьера, поскольку никому не известны масштабы преобразований в случае, если Пашиняну удастся одержать победу на выборах. Вспоминая, с чего начиналась и чем закончилась агитационная кампания премьер-министра против главы КС Армении Грайра Товмасяна, офицеры не питают иллюзий, что максимально далекий от армии политик станет защищать интересы военных. Избежав прямой конфронтации с армией, уволив Оника Гаспаряна с занимаемой должности, Пашинян своими действиями показал, что решение армянского суда не является обязательным, если оно не соответствуют его интересам.