Узбекистан-Киргизия-Таджикистан: пограничные проблемы оказались сложнее, чем ожидали
Читать на сайте Вестник КавказаВскоре после заявления о том, что вопросы киргизско-узбекской границы решены на ”сто процентов”, глава Государственного комитета национальной безопасности Киргизии Камчыбек Ташиев изменил тон, признав серьезные трудности в решении вопроса с оставшимися неурегулированными границами Центральной Азии.
The Diplomat в конце марта Ташиев посетил киргизское село Бирлик, граничащее с узбекским эксклавом Сох. Выступая в Узгенском районе Ошской области после визита, он сказал: ”По интересующему нас вопросу окончательного решения принято не было. Откровенно говоря, мы не достигли договоренности по этому участку, включая прилегающую территорию”.
Со ссылкой на эксперта Брюса Панниера издание пишет, что в 2020 году в Бирлике произошли столкновения, ”в результате которых было разрушено несколько домов и транспортных средств, а более 200 человек получили ранения”. Хотя ранее Ташиев объявил, что обмен территориями с Узбекистаном окончательно урегулирует вопрос делимитации границы, но "если люди будут против соглашений об обмене территориями, возможно, что оно не будет реализовано".
Объявляя хорошие новости о киргизско-узбекской границе, Ташиев упомянул, что киргизская сторона предложила возможный обмен земельными участками для урегулирования напряженности и в эксклаве Ворух (таджикская территория, окруженная Киргизией). Таджикистан, похоже, не заинтересован в обмене территориями. Посетив этот район на прошедшей неделе, президент Таджикистана Эмомали Рахмон заверил жителей Воруха, что вопрос об обмене землями не рассматривается. ”За последние 19 лет не было никаких разговоров о возможном обмене Воруха на другую территорию, такой вариант недопустим, - сказал президент. - Демаркация границы - долгий процесс, и в нем нет места эмоциям”.
Согласно открытой информации, Рахмон сказал, что соглашения были достигнуты в отношении почти половины киргизско-таджикской границы в течение 100 раундов переговоров с 2002 года. По его словам, Таджикистан закончил работу со свой стороны в рамках ”дорожной карты” от 2016 года, а Киргизия не смогла выполнить план по ”неизвестным причинам”.
По мере того, как Киргизия и Узбекистан переходят от договоренности на бумаге к фактической делимитации, им придется заняться более неприятным вопросом физического обозначения границы. Этот процесс может вызвать напряженность на местном уровне, особенно когда начнется обмен территориями.
Люди по обе стороны от меняющихся границ сильно переживают по этому поводу. Правительства участвуют в борьбе за создание демократического моста между народом и государством, прекрасно понимая, особенно в Киргизии, что чувства людей нельзя полностью игнорировать. Тем более, что при необходимости можно будет использовать двусторонний политический вопрос о демаркации границы для внутренних целей.
Для правительства президента Садыра Жапарова победа в этом вопросе имеет решающее значение для стабилизации политической ситуации в стране. У Жапарова немного времени, чтобы выполнить свои обещания и обеспечить как политическую, так и экономическую стабильность. Президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву установление границы помогает укрепить его реформистский имидж, поддерживаемый стремлением его правительства к расширению регионального сотрудничества. В Таджикистане у президента Рахмона, возможно, меньше стимулов для решения пограничного вопроса. Нестабильный статус-кво не нанес вреда его власти в отличие от непрекращающихся пограничных драм, подорвавших устойчивость киргизских правительств.