Юрий Бочаров: "Вторая Карабахская война вернула Турцию и Израиль к дружбе"
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце прошлой недели стало известно о том, что Турция впервые за два года возвращает посла в Израиль. Согласно неофициальным данным, представлять Турецкую Республику в Государстве Израиль будет 40-летний Уфук Улутас, выпускник Еврейского университета в Иерусалиме и председатель Центра стратегических исследований при МИД Турции. О том, что это назначение означает для турецко-израильских отношений, "Вестник Кавказа" побеседовал с израильским политологом, политтехнологом Юрием Бочаровым.
- Юрий Борисович, по вашей оценке, каково значение этого события для связей Турции и Израиля?
- Турция – давний партнер Израиля по целому спектру вопросов. Да, в последние годы у стран появились разногласия по многим темам, мы даже дожили до "холодной войны", в связи с чем и был отозван предыдущий турецкий посол. Возвращение полномочного представителя Турции в Израиль говорит о том, что Анкара готова пересмотреть турецко-израильские взаимоотношения, что можно только приветствовать. Возобновлять и усиливать связи мы можем по многим направлениям, в том числе по вопросам энергетического снабжения и газовых магистралей или по линии вооружения, или по линии сотрудничества в Сирии, где и у Израиля, и у Турции есть свои интересы. В любом случае, факт возвращения посла – свидетельство, что Турция вновь готова говорить с Израилем о сотрудничестве.
- На ваш взгляд, что послужило основанием для подобной перемены?
- Если в двух словах, то война в Нагорном Карабахе вернула Турцию и Израиль к дружбе.
Напомню, с чего началась напряженность в турецко-израильских отношениях. В 2010 году во время прорыва блокада Сектора Газа спецназ Израиля остановил пароход "Мави Мармара", тогда погибло несколько человек, в том числе граждане Турции. После этого инцидента Турция прервала с Израилем отношения, хотя после длительных переговоров Израиль, в основном, решил вопросы компенсации и извинений, которые подняла Турция. Извинения были получены, но отношения не улучшились, и с тех пор долгое время ничего не менялось в публичном поле (хотя, как вы понимаете, чаще всего израильская дипломатия скрыта от глаз общественности, о чем можно судить и по недавним договорам с арабскими странами).
Несмотря на это, контакты, особенно между военными и разведками двух стран, продолжались, а перемены произошли в течение нескольких последних месяцев. Началось с подписания Израилем договоров с рядом арабским стран – Бахрейном, Марокко, ОАЭ, что внесло позитивный вклад в улучшение перспектив турецко-израильских контактов. Потом была война в Нагорном Карабахе, и хотя нельзя сказать, чтобы в отношении этих боевых действий Израиль и Турция работали совместно, однако Анкара выступила в полной мере на стороне Азербайджана, а Израиль, несмотря на давление со стороны Армении и Евросоюза, не отказался от военно-технического сотрудничества с Азербайджаном. Это и сблизило наши позиции по ряду вопросов.
- Каковы, на ваш взгляд, интересы Турции в этом восстановлении отношений с Израилем?
- Турция не хочет остаться на обочине процессов, которые сегодня происходят на Ближнем Востоке, речь, в частности, о создании нового пояса дружбы Израиля с мусульманскими странами. Все эти страны, с которыми в этом году были подписаны договоры, занимают не последнее место на геополитической карте Ближнего Востока, а за счет Марокко и Северной Африки. Это серьезная подвижка, которая вызовет существенные изменения в региональных процессах на Ближнем Востоке. Турция безусловно хочет в этом участвовать, ведь от позиции многих стран зависит ситуация и внутри Турции, и вокруг Турции.