В турецком бюджете-2021 существенно увеличены расходы на оборону и безопасность
Читать на сайте Вестник КавказаБюджет правительства Турции на 2021 год, который был представлен на утверждение в парламент, предусматривает значительное увеличение расходов, связанных с безопасностью, и составляет в общей сложности 138 млрд лир ($17,3 млрд). Turkish Minute в материале Turkey’s 2021 budget to include substantial increase in defense, security spending пишет, что правительство Партии справедливости и развития (ПСР) предложило увеличить расходы Турции на оборону и безопасность на 15,7% с 119,2 млрд лир ($14,9 млрд) в текущем году.
Показатели бюджета на 2021 год для соответствующих государственных учреждений и увеличение по сравнению с показателями 2020 года следующие:
Министерство обороны: 61,5 млрд лир ($7,7 млрд) (14,2%)
Главное управление безопасности: 44,6 млрд лир ($5,6 млрд) (14,3%)
Главное командование жандармерии: 27,7 млрд лир ($3,5 млрд) (20,5%)
Национальная разведывательная организация (MİT): 2,6 млрд лир ($326 млн) (20,5%)
Командование береговой охраны: 1,5 млрд лир ($188 млн) (30,3%)
Управление оборонной промышленности (SSB): 120,1 млн лир ($15 млн) (19,1%)
Генеральный секретариат Совета национальной безопасности: 38,1 млн лир ($4,8 млн)
Министерство обороны стало лидером по размеру бюджета на 2021 год среди девяти других министерств, включая Министерство юстиции и Министерство окружающей среды и урбанизации.
Представленные суммы не включают дискреционные средства, находящиеся в распоряжении президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Средства выделяются президенту для использования без одобрения парламента или любого другого государственного учреждения. Бюджет фонда на 2021 год составляет 14,1 млрд лир.
Согласно отчету Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), независимого международного института, основанного в 1966 году и занимающегося исследованиями в области конфликтов, а также контроля над вооружениями и разоружения, бюджетные военные расходы Турции в 2018 году увеличились до $19 млрд, то есть на 24%, что стало самым высоким годовым процентным увеличением среди 15 крупнейших в мире стран по уровню военных расходов.
Ожидается, что из-за возросших расходов на оборону и безопасность дефицит текущего счета Турции увеличится. В сентябре турецкая лира несколько раз опускалась до рекордного минимума, и даже торговалась на историческом минимуме в 7,8 за доллар.
Попытка государственного переворота в июле 2016 года сыграла значительную роль в увеличении расходов на безопасность в стране. С тех пор ПСР проводит множество операций внутренней безопасности, нацеленных в основном на курдов и последователей Фетхуллаха Гюлена, турецкого священнослужителя, проживающего в США, который, по мнению администрации Эрдогана, несет ответственность за неудавшийся путч. После переворота были задержаны и привлечены к ответственности около полумиллиона человек. Тогда же Турция увеличила свои трансграничные операции, первая из которых была проведена в Сирии в августе 2016 года. Критики говорят, что увеличение бюджета на оборону и безопасность стало результатом продолжающихся военных действий в Ливия и Сирии.
НАТО, неоднократно критиковала Турцию, второго по величине союзника альянса с точки зрения военной численности, за участие в международных конфликтах и военные сделки с Россией. Страна столкнулась с санкциями со стороны западных стран, в том числе США и Канады. В октябре Канада решила приостановить выдачу разрешений на экспорт беспилотных технологий в Турцию.
Иностранные оборонные технологии важны для Турции, так как большая часть вооружений, в том числе беспилотники Baykar, не могут работать без них, что делает страну зависимой от импорта. Однако председатель SSB Исмаил Демир в ответ на недавний шаг Канады заявил, что Турция скоро начнет массовое производство высокотехнологичных систем для беспилотника Baykar TB-2.
Указом, изданным во время чрезвычайного положения в 2017 году, Эрдоган взял под свой контроль многомиллиардный военно-промышленный комплекс - Фонд укрепления турецких вооруженных сил (TSKGV), управляемый различными правительственными учреждениями. Управление оборонной промышленности, ответственное за закупку большей части вооружений и выполняющее более 460 программ на сумму $35 млрд, также контролируется Эрдоганом.