Пашинян пошел на компромисс по судебной реформе
Читать на сайте Вестник КавказаПридя к власти, премьер-министр Армении Никол Пашинян обещал провести революционную реформу судебной системы, но реальность оказалась куда скромнее. Избрание трех новых судей Конституционного суда правящей партией стало кульминацией долгой битвы между новым правительством и судебной системой. Но тот факт, что все вновь избранные судьи так или иначе связаны с прежним режимом, вызывает вопросы о том, к чему на самом деле привела долгая борьба.
Eurasianet в материале Armenia’s Pashinyan compromises on court reform пишет, что судьи были утверждены парламентом 14 сентября при единодушном одобрении правящей коалицией ”Мой шаг” и несмотря на бойкот двух оппозиционных фракций. Через два дня премьер заявил, что ”кризис вокруг Конституционного суда закончился”. При этом он добавил: ”Означает ли это, что идеальный Конституционный суд сформирован? Нет”.
Многие представители гражданского общества Армении согласны со вторым утверждением. ”Назначения противоречат первоначальной политике правительства, - сказал Айк Мартиросян, эксперт по правовым вопросам местного отделения Transparency International, антикоррупционной неправительственной организации. - После такой шумихи вокруг Конституционного суда, результаты должны выглядеть иначе".
Сразу после прихода к власти весной 2018 года Пашинян назвал судебную реформу одним из ключевых приоритетов своего правительства. Судебная система была фактически единственной ветвью власти, неподконтрольной союзникам Пашиняна, и премьер-министр обвинил судей страны в лояльности бывшему режиму.
Конституционный суд ”представляет коррумпированный режим Сержа Саргсяна, а не народ, и он должен уйти”, - заявил Пашинян в феврале.
Правительство испробовало самые разные методы, чтобы устранить старых судей, но каждое его решение блокировалось. Парламент призвал действующего главу Конституционного суда Грайра Товмасяна добровольно уйти в отставку, после чего правоохранительные органы возбудили против него уголовные дела, расследования по которым продолжаются.
Затем парламент избрал нового судью, союзника Пашиняна Ваге Григоряна, и попытался назначить его председателем в рамках технического маневра, который подвергся критике со стороны европейского консультативного органа, и правительству пришлось отступить.
Позже судьям были предоставлены финансовые стимулы для выхода на пенсию - все отказались. Пашинян развернул шумную кампанию по проведению всенародного референдума по реформированию суда, но был вынужден отказаться от плана из-за изоляции в связи с COVID-19.
Наконец, 22 июня парламент провел экстренное заседание, чтобы принять без референдума законопроект об увольнении трех судей, которые проработали более 12 лет. По этому же закону Товмасян был понижен в должности, но остался в структуре. Трое уволенных судей подали апелляцию в Европейский суд по правам человека, но решение по ней еще не было вынесено.
Теперь, после стольких обвинений в том, что Пашинян пытался деполитизировать судебную систему, он подвергается критике за то, что слишком далеко зашел в противоположном направлении, выбрав высокопоставленных судей, связанных со старым режимом.
”Гражданское общество надеялось, что Пашинян не будет заботиться о собственных интересах, как делали власти до него, - сказал Аветик Ишханян, председатель Армянского Хельсинкского комитета. - Все ожидали от него создания независимого суда с высококвалифицированными судьями”.
Личности двух новых судей, в частности, вызвали крайнее замешательство сторонников судебной реформы. Эдгар Шатирян был членом Комиссии по этике высокопоставленных должностных лиц с 2015 по 2018 год при старом режиме, когда организацию критиковали за слабость в расследовании коррупционных дел.
Еще более неоднозначная фигура - Ерванд Хундкарян, ранее возглавлявший Кассационный суд. Хундкарян известен своим участием в деле начала 2000-х годов в отношении независимого телеканала А1+, который был снят с эфира якобы по указанию тогдашнего президента Роберта Кочаряна. Армения проиграла в Европейском суде по правам человека 13 дел, которые вел Хундкарян.
”Хундкарян лично участвовал в захвате власти Кочаряном”, - сказал независимый депутат Арман Бабаджанян во время парламентского голосования 14 сентября. - Его кандидатура - пощечина революции и демократии”.
Многие активисты гражданского общества согласны с таким мнением. ”Для меня стал неожиданностью такой выбор кандидатов после всей сопутствующей шумихи, - сказал Варужан Хоктанян, менеджер программ из Transparency International. - Возможно, они были выбраны за их профессионализм, но время покажет, насколько они беспристрастны”.
Новые судьи стали предметом горячих споров в коалиции ”Мой шаг”: депутаты поддерживающие связи с общественными организациями, финансируемыми Западом, и союзники бывшего президента Левона Тер-Петросяна, в частности, выступили против Хундкаряна.
”20 депутатов поддерживают Ваге Григоряна, и хотели бы видеть его соратников в качестве судей, - сказал Бениамин Погосян, руководитель ереванского аналитического Центра политических и экономических стратегических исследований. - Однако правительство и премьер-министр разочаровались в Григоряне и отвергли идею привлечения его друзей в суд”.
Некоторые союзники Пашиняна заявили, что новые назначения были обусловлены прагматизмом. ”Теория изменений Пашиняна заключается в том, что мы не можем привлечь достаточно новых людей для заполнения всех государственных постов. Но что мы можем и должны сделать, так это побуждать прежних игроков вести себя по-новому”, - сказал один из депутатов альянса ”Мой шаг” в интервью Eurasianet.org на условиях анонимности.
”Сразу после революции на высокие посты были назначены чиновники, работавшие при предыдущем правительстве, например, начальник полиции [Валерий] Осипян, который был воспринят многими сторонниками Пашиняна неоднозначно. Однако премьер не отступил”, - добавил депутат.
Большинством наблюдателей компромиссные кандидаты рассматриваются как предательство идеалов, о которых говорил Пашинян, когда пришел к власти. ”Ничего принципиально не изменилось, - сказал Артур Сакунц, председатель Хельсинкской гражданской ассамблеи в Ванадзоре. - Одно дело сказать, а другое - сделать. Ответственны за это правительство и Минюст. Они могли провести реформы в системе, но вместо этого была решена только техническая проблема”.
Дни Конституционного суда сочтены в любом случае: назначенная Пашиняном комиссия работает над поправкой, которая заменит суд новым верховным судом, созданным по образцу американской системы, в 2023 году.