Саудовская Аравия смягчает позицию в отношении Израиля?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Один из ведущих священнослужителей Саудовской Аравии призвал мусульман избегать ”страстных эмоций и яростного энтузиазма” по отношению к евреям, заметно изменив в отношении поводу Палестины. Как пишет американское издание The Algemeiner в материале After UAE and Bahrain Deals, Is Saudi Arabia Softening Its Stance on Israel? свою проповедь Абдулрахман ас-Судейс, имам Большой мечети в Мекке, транслировавшуюся по государственному телевидению Саудовской Аравии 5 сентября, прочитал через три недели после того, как Объединенные Арабские Эмираты согласились на историческую сделку по нормализации отношений с Израилем, и за несколько дней до того, как государство Персидского залива Бахрейн, близкий союзник Саудовской Аравии, последовал их примеру.

Судейс, который в прошлых проповедях молился за победу палестинцев над евреями, ”захватчиками и агрессорами”, говорил о том, как Пророк Мухаммад был добр к своему еврейскому соседу, и утверждал, что лучший способ убедить евреев принять ислам - ”хорошо к ним относиться”. 

Маловероятно, что Саудовская Аравия последует примеру своих союзников в Персидском заливе в ближайшее время, однако замечания Судейса могут быть ключом к пониманию того, как королевство подходит к чувствительной теме потепления в отношениях с Израилем - некогда немыслимой перспективе. Назначенный королем имам является одной из самых влиятельных фигур в стране и отражает взгляды консервативного религиозного истеблишмента, а также Королевского двора.

Вызвавшие резонанс соглашения с ОАЭ и Бахрейном стали удачным ходом для Израиля и президента США Дональда Трампа, который изображает себя миротворцем перед ноябрьскими выборами.

Но самым большим дипломатическим призом для сделки с Израилем будет Саудовская Аравия, король которой является хранителем святых мест ислама и крупнейшим в мире экспортером нефти.

Марк Оуэн Джонс, академик из Института арабских и исламских исследований Университета Эксетера, сказал, что нормализация со стороны ОАЭ и Бахрейна позволила Саудовской Аравии проверить общественное мнение, однако официальная сделка с Израилем будет ”серьезной задачей” для королевства. ”Дать саудовцам толчок через влиятельного имама – проверка реакции общественности на идею нормализации”, - добавил Джонс.

Представитель госдепартамента в Вашингтоне сказал, что Соединенные Штаты воодушевлены потеплением связей между Израилем и арабскими странами Персидского залива, расценив эту тенденцию как позитивный сдвиг, ”который мы стремимся поддержать”.

Призыв Судейса избегать сильных чувств непохож на его прежнее поведение, когда он плакал, молясь за мечеть Аль-Акса в Иерусалиме - третье по значимости место ислама.

Проповедь 5 сентября вызвала неоднозначную реакцию: некоторые саудиты восприняли имама как просто проповедующего учение ислама. Другие, в частности пользователи Твиттера, в основном саудовцы, проживающие за границей и явно критикующие правительство, назвали проповедь ”шагом к нормализации”. 

Общий страх перед Ираном

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман пообещал содействовать межконфессиональному диалогу в рамках внутренней реформы. Принц ранее заявлял, что израильтяне имеют право жить мирно на своей земле при условии заключения мирного соглашения, обеспечивающего стабильность для всех сторон.

Общий страх Саудовской Аравии и Израиля перед Ираном может стать ключевым фактором развития отношений.

Были и другие признаки того, что Саудовская Аравия, одна из самых влиятельных стран на Ближнем Востоке, готовит свой народ к тому, чтобы изменить отношение к Израилю.

Историческая драма ”Умм Гарун”, которая транслировалась во время месяца Рамадан в апреле по государственному саудовскому телеканалу MBC, в то время, когда количество зрителей обычно резко возрастает, рассказывала о суде над еврейской акушеркой. Сериал повествовал о многоконфессиональной общине в неуказанном арабском государстве Персидского залива в 1930-1950-х годах. Сериал был раскритикован палестинской группировкой ХАМАС, заявившей, что картина отображает симпатию к евреям.

Телеканал MBC заявил, что сериал стал самым популярным циклом о Персидском заливе в Саудовской Аравии в Рамадан. Сценаристы шоу, оба из Бахрейна, заявили в интервью Reuters, что в нем нет политического послания.

Но эксперты и дипломаты считают, что это еще один показатель изменения общественного мнения об Израиле.

Ранее в этом году Мухаммед аль-Айсса, бывший саудовский министр и генеральный секретарь Всемирной мусульманской лиги, посетил Освенцим. В июне он принял участие в конференции, организованной Американским еврейским комитетом, где призвал к миру без ”исламофобии и антисемитизма”.

”Конечно, ибн Салман намерен смягчить государственную позицию, разделяемую духовным истеблишментом, что может подкрепить любую будущую сделку с Израилем, которая раньше казалась немыслимой, - сказал Нил Куиллиам, научный сотрудник Chatham House.

Изолированные палестинцы

Нормализация между ОАЭ, Бахрейном и Израилем еще больше изолировала палестинцев. Саудовская Аравия, колыбель ислама, заявила, что сохраняет приверженность миру на основе давней Арабской мирной инициативы. Инициатива предлагает нормализацию связей в обмен на соглашение о государственности с палестинцами и полный уход Израиля с территорий, захваченных в ходе Шестидневной войны 1967 года. В качестве еще одного привлекательного жеста доброй воли королевство разрешило рейсам ”Израиль-ОАЭ” использовать свое воздушное пространство. Зять и старший советник Трампа Джаред Кушнер, который поддерживает тесные отношения с ибн Салманом, похвалил этот шаг на прошлой неделе.

Дипломат одной из стран Персидского залива сказал, что для Саудовской Аравии проблема больше связана с ее религиозным положением лидера мусульманского мира. Кроме того, официальная сделка с Израилем потребует времени и вряд ли состоится, пока король Салман находится у власти. ”Любая нормализация со стороны Саудовской Аравии откроет двери для Ирана, Катара и Турции, которые будут призывать к интернационализации двух священных мечетей”, - сказал он, напомнив о периодических призывах критиков Эр-Рияда контролировать Мекку и Медину на международном уровне.