Решение карабахской проблемы по-пашиняновски
Читать на сайте Вестник КавказаВ минувшую субботу премьер-министр Армении Никол Пашинян на пресс-конференции в Капане представил 100 фактов о "Новой Армении", отчитался об увеличении налоговых поступлений в госбюджет и отметил хорошие темпы экономического роста. Глава правительства ответил практически на все вопросы журналистов, в том числе и на самые неприятные, связанные с проблемой урегулирования карабахского конфликта. Хотя настроение у премьера было приподнятым, его риторика свидетельствовала о том, что значимых и качественных изменений в переговорном процессе в ближайшее время ожидать не стоит.
Одна из особенностей политики Пашиняна заключается в том, что он ведет переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в крайне закрытом режиме. Получить достоверную информацию о ходе переговоров или хотя бы об обсуждении карабахского конфликта крайне сложно, поскольку аппарат премьер-министра не допускает утечек информации. Для любой "революции" нужен стимул, который подтолкнет народ к действию или хоты бы вызовет справедливый интерес. Полтора года назад Пашинян не скупился на общения совершить революцию в переговорном процессе, а отсутствие продвижения стабильно связывал со стагнирующей политикой прежнего режима.
Сейчас Пашинян предпочитает акцентировать внимание общественности на волеизъявление армянской общины Карабаха, а также неустанно подчеркивает свое невмешательство в политические процессы самопровозглашенного режима. Армянский премьер не имеет четкой программы, благодаря которой мог бы перезапустить переговорный процесс и одновременно обезопасить себя от критики. Пашинян не может похвастаться какими-либо достижениями в урегулировании конфликта, поэтому сейчас пытается в очередной раз прибегнуть к точечной критике прежней администрации.
Однако особенность нынешней риторики Никола Пашиняна заключается в том, что он скрещивает критику в адрес Сержа Саргсяна за взятые обязательства перед посредниками миротворческого процесса, а также несовершенство общепринятых принципов мирного урегулирования карабахского конфликта, которые Пашинян активно критиковал ноябре-декабре прошлого года. Символично, что в своей критике Пашинян использует термин "наследие" подразумевая "проблемы", с которыми, по его мнению, нынешняя Армения и Карабах столкнулись в процессе легитимизации оккупации, а фигура Сержа Саргсяна становиться синонимом этих проблем.
Пашинян создает новые антагонистические образы, посредством которых пытается провоцировать элиту оккупационного режима отказаться от дипломатического "наследия" Саргсяна, тем самым подводит ее к "нужному" выводу. В Карабахе в этом году пройдут выборы главы оккупационного режима. Пашинян фактически задает ориентиры сотрудничества между ним и будущей местной элитой, в период предстоящей смены поколений оккупационной власти. К слову, на своеобразный призыв Пашиняна уже откликнулись два действующих и наиболее вероятных кандидата на пост главы самопровозглашенного Карабаха – экс-"премьер" непризнанной республики Араик Арутюнян и "министр иностранных дел" оккупационного режима Масис Маилян.
Подобно прежней политической элите Армении, Пашинян не гнушается намеренно возбуждать общество, внушая ему страх перед так называемой сдачей территорий. Власти пытаются убедить армянскую общественность в том, что сохранение оккупации территорий вокруг Карабаха - вопрос национальной безопасности, который уже четверть века является не менее значимой задачей, нежели преодоление экономической блокады. Но блокада вызвана как раз ультимативной позицией армянской стороны.
Несмотря на то, что оккупация не предоставила Армении никаких возможностей экономического развития, за исключением ряда бизнес проектов отдельных олигархических кругов республики, она по-прежнему используется в качестве идеологического маркера, благодаря которому армянские политики определяют кто "свой", а кто нет.
Нынешняя, как и прежняя, политическая элита не обращает внимание на то, что ее трибунная риторика может разительно отличаться от той, которая звучит во время официальных встреч в рамках переговорного процесса. Вот и нынешнему режиму достаточного того, что в сухом остатке у армянских обывателей остается ощущение незащищенности, опасности и беспомощности, которое компенсируется уверенностью в законности оккупации.
Пашинян опасается эскалации конфликта, поскольку его позиции в среде правящей верхушки оккупационного режима крайне шаткие. Премьер не может подобно Саргсяну смело опираться на военных оккупационного режима. Он не имеет и прочных позиций среди армянских силовиков.
Премьеру еще предстоит затяжное судебное разбирательство с лидерами карабахского клана Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном, а также набирающее обороты противостояние с председателем Конституционного суда (КС) Армении Грайром Товмасяном. Хватит ли сил у армянского премьера справиться со своими контрагентами, неизвестно. Но очевидно, что Пашинян и дальше будет пытаться обнулить переговорный процесс, рассчитывая на то, что ни Азербайджан, ни Минская группа ОБСЕ не согласятся на это. Для политического маневрирования премьеру необходимо время, которого у него, по всей вероятности, нет.