День Военно-воздушных сил России: история и традиции праздника
Читать на сайте Вестник КавказаКогда отмечают День Военно-воздушных сил
- 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года император Николай II издал указ о создании первого подразделения воздухоплавания при Главном управлении Генерального штаба, что стало важным этапом в формировании и развитии отечественной военной авиации.
- В 1997 году президент Борис Ельцин своим указом официально утвердил 12 августа как День Военно-воздушных сил. До этого военные летчики отмечали свой профессиональный праздник вместе с гражданскими - 18 августа, в День Воздушного флота, который был учрежден в 1933 году.
- В начале XX века первые праздничные мероприятия проходили на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе в Москве, где демонстрировались новейшие образцы авиационной техники, а также проводились показательные выступления пилотов, демонстрирующих высокий уровень мастерства.
Зарождение военной авиации
Сначала в России использовали зарубежные воздушные суда, но в 1910-х годах началось интенсивное развитие собственной авиапромышленности. В 1909 году открылся завод «Дукс» (с 1919 года - «Государственный авиационный завод No1»), который впоследствии стал основным производителем авиационной техники для нужд армии Российской империи.
Значительный вклад в развитие авиастроения внес конструктор Игорь Сикорский. Под его началом в 1913 году был разработан и построен первый в мире четырехмоторный самолет «Русский Витязь», который заложил основу для развития тяжелой авиации. Позже был сконструирован первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец».
Вклад в развитие высшего пилотажа внес Петр Нестеров, который первым в мировой истории выполнил в воздушном пространстве сложнейшую фигуру, известную как «мертвая петля», которая стала символом мастерства и отваги военных летчиков. Фигуру впоследствии назвали в его честь – «петлей Нестерова».
В 1920-е годы были созданы первые конструкторские бюро и самолеты запустили в серийное производство.
1930-е ознаменовались формированием мощных авиационных соединений.
В период Великой Отечественной войны авиастроительная промышленность Советского Союза функционировала на пределе возможностей, массово выпуска боевые самолеты. Несколько летчиков стали Героями Советского Союза:
- Александр Покрышкин, на счету которого более 50 сбитых вражеских самолетов, стал одним из самых успешных пилотов в истории советской авиации и был удостоен звания трижды Героя Советского Союза
- Николай Гастелло, совершивший огненный таран, направив свой горящий самолет на колонну вражеской техники.
- Виктор Талалихин первым в истории совершил ночной таран.
- Алексей Маресьев, несмотря на ампутацию обеих ног, продолжил службу в авиации, став символом несгибаемой воли и моральной стойкости.
После завершения войны начался новый этап в развитии авиации, связанный с внедрением реактивных двигателей. В 1980-х годах в Советском Союзе начались работы по созданию авиационной техники нового поколения, включая самолеты Су-27 и МиГ-29, которые остаются одними из самых передовых боевых самолетов в мире.
ВВС сегодня
В 2010-х годов началось серийное производство новых типов воздушных судов, таких как учебно-тренировочный самолет Як-130 и многофункциональный истребитель Су-34, которые зарекомендовали себя как надежные и высокоэффективные боевые системы.
В 2015 году Военно-воздушные силы были интегрированы в состав Воздушно-космических сил, что укрепило их роль в системе национальной обороны.
Традиции празднования
В Советском Союзе с 1935 по 1962 год в честь этого праздника (но 18 августа) ежегодно проводился масштабный авиационный парад в Тушино. Сегодня празднование Дня Военно-воздушных сил включает в себя торжественные церемонии построения личного состава, награждение военнослужащих, отличившихся в ходе выполнения служебных обязанностей, демонстрационные полеты авиационной техники и показ новейших образцов вооружения.