Иран приготовился выбрать между Пезешкианом и Джалили
Читать на сайте Вестник КавказаВ четверг в Иране в преддверии второго тура выборов главы государства наступил так называемый день тишины, когда кандидаты прекращают предвыборную агитацию.
Напомним, что в пятницу, 5 июля гражданам ИРИ предстоит выбрать из двух кандидатов: консерватора Саида Джалили и представителя реформистского крыла Масуда Пезешкияна.
Первый тур выборов проходил 28 июня. Тогда никто из участников президентской гонки не смог набрать абсолютного большинства для признания выборов состоявшимся. При первом туре Пезешкиян заручился поддержкой 42,5% избирателей, а за его соперника Джалили отдали голоса 38,6% граждан. При этом явка на выборах составила 40%, что стало отрицательным рекордом выборов главы государства за последние 45 лет.
Кто победит во втором туре президентских выборов в Иране?
Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Владимир Сажин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о потенциале победы во втором туре реформатора Масуда Пезешкиана над ультраконсерватором Али Джалили, которого после первого тура поддержали все консервативные силы Ирана.
"Масуд Пезешкиан сможет выиграть второй тур только в том случае, если мобилизует хотя бы часть тех 60% избирателей, что не пришли на участки в первом туре. Его проблема как кандидата в том, что сейчас в Иране реформаторские силы расколоты: часть из них выступает за то, чтобы поддержать Пезешкиана, а другая часть призывает граждан бойкотировать выборы полностью. Именно к бойкоту выборов призывает настоящая иранская оппозиция – находящиеся за рубежом противники действующего режима, начиная с сына свергнутого шаха Мухаммада Резы Пахлеви, все еще пользующегося некоторым авторитетом в Иране. Того же хотят оппозиционные группировки в Западной Европе, и США", - прежде всего сообщил он.
"И тут вопрос заключается в том, насколько Пезешкиану и его команде получится призвать граждан на избирательные участки. Надо еще отметить, что в первом туре было более 1 млн избирателей, испортивших свои бюллетени в знак протеста – они тоже могли бы выразить поддержку Пезешкиану, если не хотят победы Али Джалили. Таким образом, если вновь будет низкая явка, победит Джалили, поскольку его уже поддержали все участники президентской гонки, попросив своих сторонников отдать голоса за него. Масуду Пезешкиану нужна высокая явка, но сможет ли он ее добиться, пока неясно", - подчеркнул Владимир Сажин.
Как изменится Иран после выборов?
Востоковед выразил уверенность в том, что политика Ирана не претерпит значительных изменений независимо от исхода президентских выборов. "Генеральную линию политики Ирана – как внутренней, так и внешней – определяет верховный лидер аятолла Али Хаменеи. Президент как второе лицо занимается практическими вопросами по осуществлению этой генеральной линии. Конечно, определенные оттенки могут быть и у одного, и у другого президента, опыт истории ИРИ показывает, что эти оттенки могут быть довольно контрастные. Например, президент Рафсанджани провел очень важные экономические реформы. Президент Хатами начинал проводить политические реформы, но ему не позволили оппоненты-консерваторы. Президент Рухани добился крупных успехов в решении санкционной проблемы Ирана заключением ядерной сделки", - перечислил он.
"В случае прихода к власти Пезешкиана будет некоторое снижение давления религиозных сил на повседневную жизнь иранцев. Например, Пезешкиан говорит о необходимости смягчения реакции на женщин, не желающих носить хиджаб. Во внешней политике он выступает не только за укрепление сотрудничества с Востоком (Россией, Китаем, Индией), но и за восстановление нормальных экономических отношений с Западной Европой. Также он не отрицает возможность консультаций и переговоров с США, исключая лишь контакты с Израилем. Пезешкиан выступает если не за восстановление СВПД, то за решение санкционных проблем Ирана дипломатическим путем через новую ядерную сделку", - отметил Владимир Сажин.
"Джалили в должности президента продолжит политику погибшего Эбрахима Раиси, только в более жесткой форме, особенно в плане ядерных устремлений Ирана. Напомню, что именно Али Джалили вел переговоры с 2006 по 2013 год с пятеркой постоянных членов СБ ООН и Германией по иранской ядерной программе, и показал себя бескомпромиссным и очень жестким дипломатом. Сейчас он выступает за то, чтобы Иран обогащал уран до оружейных 90% и был готов к возможности создания ядерного оружия. В этом Джалили и Пезешкиан расходятся. Но все же политика Тегерана полностью зависит от идей верховного лидера. Все президенты-реформаторы действовали в русле решений Али Хаменеи", - заключил он.