Кризис в Красном море: как он отразится на нефти и газе?
Читать на сайте Вестник КавказаРакетные обстрелы коммерческих судов, совершаемые повстанцами-хуситами из Йемена в Красном море, вынудили ряд перевозчиков избегать этого маршрута, отдавая предпочтение пути в обход Африки. Стоимость перевозки нефти и СПГ существенно возросла.
Как сообщает Bloomberg, перевозки топлива и жидких углеводородов из ближневосточных стран в Азию с 12 января выросла на 82%. Ставки на перевозку определенных нефтепродуктов с Ближнего Востока в Азию подскочили и вовсе почти в три раза, до 83 тыс в день. Десять дней назад они составляли $30 тыс.
Более того, некоторые поставщики нефти полностью приостановили поставки.
Ощущает на себе негативное влияние кризиса и рынок СПГ. Тот же Bloomberg сообщает, что Катар уже предупредил европейских партнеров о задержках либо переносе поставок, причем на неопределенный срок.
Отметим, что в то же самое время поставки СПГ в страны Европы отменяют и США – правда, по другой причине, из-за сильных морозов в Америке, которые спровоцировали рост внутреннего потребления.
Радикальных последствий не будет
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, оценивая в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" влияние событий в Красном море на поставки нефти и газа, напомнил о ситуации весной 2021 года, когда Суэцкий канал оказался перекрыт судном Ever Given компании Evergreen, в результате чего суда были вынужденно перенаправлены в Европу в обход Африки, мимо мыса Доброй надежды, но ни к каким чудовищным последствиям это не привело.
"Сейчас, судя даже по сервисам, которые отслеживают судовой трафик, поставки через Красное море, через Суэцкий канал продолжаются, хотя часть грузов доставляется теперь не через Красное море по более короткому маршруту, а мимо Африки по более протяженному. Однако вспомним, что даже полное перекрытие этой артерии в 2021 году не приводило к заметным негативным эффектам для мирового рынка. Разумеется, в какой-то момент удлинилось плечо доставки, могли возникнуть сложности у конкретных компаний из-за того, что они рассчитывали получить груз через неделю, а получили его через три недели, могли происходить скачки на спотовом рынке газа. Но это все", – подчеркнул эксперт.
Экономист уточнил, что Суэцкий канал и Красное море – это, безусловно, важная, но не безальтернативная артерия. "Если бы не было этой артерии, то грузы бы доставлялись дольше, доставка грузов обходилась бы дороже, потому что уровень затрат был бы больше, но только и всего. Единственное последствие, которое мы видим сейчас, кроме изменения транспортного потока, – это изменение схем бункеровки судов. Если маршрут более протяженный, то необходимо позаботиться о бункеровке в других точках, с учетом этого более протяженного маршрута. Это в том числе привело к тому, что объемы бункеровки в африканских портах также возросли", - отметил Александр Фролов.
Бояться нечего, пока конфликт остается локальным
Эксперт обратил внимание на то, что, пока конфликт остается на локальном уровне, заметного воздействия на мировые и европейский энергетические рынки он не окажет. Этого не произойдет до тех пор, пока ситуация не выйдет на региональный уровень.
"Конфликт начался с Израиля, звучали многочисленные прогнозы о том, что сейчас за Палестину вступится весь мусульманский мир, и 50 лет спустя после знаменитой нефтяной войны 1973-1974 годов, когда страны ОПЕК отказались поставлять нефть тем государствам, которые поддержали Израиль, все опять повторится. Но этого не произошло, и даже ОПЕК лишь выразил глубочайшую озабоченность. Так что конфликт пока носит локальный характер, его продолжением стало обострение в Йемене, но другие страны региона – Саудовская Аравия, Иран, Катар, ОАЭ – по крайней мере напрямую, в него не вовлечены. Это локальное противостояние. И воздействие, которое оказывают йеменские хуситы, также более чем локальное", – пояснил заместитель генерального директора Института национальной энергетики.
Экономист обратил внимание на то, что гораздо большее воздействие на мировые энергетические рынки оказали бы обстрелы в юго-восточной части Аравийского полуострова, где располагается Ормузский пролив. "В отличие от Суэцкого канала и Красного моря Ормузский пролив – настоящая болевая точка мировой торговли в целом и торговли энергетическими продуктами в частности: через этот пролив безальтернативно идет порядка 20% всего СПГ и 10-20% всей нефти в мире. И пускать эти грузы по другим маршрутам невозможно по сути. Большая часть грузов, которая отправляется странами, вовлеченными в производство энергоресурсов, идут не через Суэцкий канал. Многие страны региона в большей степени торгуют с АТР, а не с Европой. Тот же самый Катар 20-25 млрд кубометров газа в сжиженном виде отправляет в Европу и более 75 млрд кубов отправляет в АТР. Интенсивность загрузки Суэцкого канала даже в прежние времена была не столь впечатляющей, чтобы происходящие события оказали какое-то воздействие, а Европа не настолько выдающийся потребитель энергоресурсов", – заключил Александр Фролов.