Иран и Турция: новая эра транзита
Читать на сайте Вестник КавказаТурецкие власти заявили, что в этом году по железной дороге между Турцией и Ираном будет перевезено около миллиона тонн грузов, пишет Financial Tribune. По данным Министерства транспорта и инфраструктуры Турции, недавний меморандум о взаимопонимании, подписанный на встрече представителей железных дорог в Анкаре 12-13 января, откроет новую эру для транзитной железной дороги.
Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году между Турцией и Ираном ежедневно курсировало три поезда, которые перевезли 564 тыс. тонн грузов. Теперь грузовые поезда будут курсировать между Турцией и Пакистаном через Иран по общему тарифу для трех стран. Переговоры об установлении тарифа еще продолжаются. После создания железнодорожного сообщения между Ираном и Афганистаном с 10 декабря 2020 года вагоны, загруженные в Турции, могут проходить через Иран в Афганистан.
Представители железнодорожных ведомств Турции, Ирана и Афганистана соберутся вместе в ближайшие месяцы, чтобы обсудить планы о железнодорожных перевозках между Турцией и Афганистаном. Предпринимаются усилия по созданию коридора для перевозки грузов через Иран между Европой и Китаем.
В ноябре 2020 года товарооборот между Ираном и Турцией составил $335,06 млн. Таким образом ежемесячная торговля выросла по сравнению с предыдущим 30-дневным периодом. Согласно последним данным, опубликованным Турецким статистическим институтом, товарооборот с Ираном в ноябре был на 5% выше, чем в ноябре 2019 года. Эти данные можно интерпретировать как признак восстановления двусторонней торговли после резкого спада во время пандемии. Экспорт Ирана в Турцию составил $121,6 млн, что на 26,68% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как экспорт Турции в Иран составил $211,464 млн, что на 4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ежемесячный объем торговли между Ираном и Турцией упал до менее $300 млн в сентябре, в основном из-за снижения иранского экспорта. Двусторонний товарооборот за первые 11 месяцев 2020 года составил $2,93 млрд, что на 50% меньше, чем за соответствующий период 2019 года. За этот период Иран экспортировал в Турцию товаров на сумму более миллиарда долларов, что на 71% меньше, чем в прошлом году. Импорт из Турции составил $1,92 млрд - на 22,6% меньше, чем в прошлом году.
Ожидается, что грузовой поезд Исламабад - Тегеран - Стамбул вскоре возобновит работу, чтобы стимулировать торговлю Пакистана с Турцией и Ираном.
”Железные дороги Пакистана, Турции и Ирана согласились возобновить регулярную работу в ближайшее время”, - сказал министр транспорта Турции Адиль Караисмаилоглу после X встречи министров транспорта и коммуникаций Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Стамбуле, передает пакистанское информационное агентство Islamabad Scene. Основные требования к возрождению маршрута Исламабад – Тегеран - Стамбул, также называемого контейнерным поездом ОЭС, выполнены. Ожидается, что поезд возобновит работу в 2021 году.
Пробный запуск поезда Исламабад – Тегеран - Стамбул был произведен в 2009 году в рамках проекта ОЭС - азиатского торгового блока, состоящего из 10 членов. Железнодорожный маршрут, признанный ООН международным коридором трех стран, до сих пор использовался только для тестовых поездок.
Железная дорога значительно сократит транзитный маршрут грузов из Стамбула в Исламабад. Во время испытаний грузовому поезду из Исламабада в Стамбул потребовалось почти 13 дней, чтобы преодолеть путь длиной 6 500 км. Позднее время в пути было сокращено до 11,5 дней. Для сравнения, доставка грузов из европейских стран в Пакистан по морю занимает почти 45 дней. Поезд может перевозить до двадцати 40-футовых контейнеров.
Общая протяженность маршрута Исламабад – Тегеран -Стамбул составляет 6 500 километров: иранская часть - 2600 км, турецкая - 1950 км, пакистанская - 1990 км.
Железная дорога из Стамбула через Тегеран до Исламабада считается чрезвычайно выгодным проектом для всех трех стран. Маршрут будет способствовать развитию экономического сотрудничества сначала между Пакистаном, Ираном и Турцией, а затем и с другими странами-членами ОЭС.
Помимо Пакистана, Турции и Ирана, маршрут также выгоден Афганистану, Азербайджану, Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Туркменистану и Узбекистану. Хотя проект был инициирован для развития экономических отношений между странами-учредителями ОЭС, он предлагает короткий, безопасный и доступный маршрут для перевозки товаров между Азией и Европой, расширяя преимущества для нескольких стран региона. Из Турции коридор может быть соединен с европейскими железнодорожными сетями через 76-километровый подводный железнодорожный туннель Мармарай в Стамбуле. Другие страны ранее выразили желание присоединиться к проекту и предложили дальнейшую экспансию на рынки Европы и Ближнего Востока.
Преимущества маршрута: железнодорожный коридор Исламабад – Тегеран - Стамбул обеспечивает грузовые и контейнерные перевозки (20- и 40-футовых контейнеров), расчетное время в пути составляет 11 дней по сравнению с 45 днями по морскому маршруту. При этом железнодорожные тарифы на 30% ниже по сравнению с тарифами традиционных маршрутов.