Итоги первого месяца Второй Карабахской войны
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня исполнился ровно месяц с того дня, 27 сентября 2020 года, когда войска Армении массированными артиллерийскими обстрелами приграничных и прифронтовых азербайджанских сел и города Тертер возобновили активные боевые действия Карабахской войны. В утро того воскресенья стало ясно, что Ереван всерьез взялся за исполнение военной доктрины армянского министра обороны Давида Тонояна "новая война – новые земли", отказавшись от мирного пути решения нагорно-карабахского конфликта. Вывод из этого был один: Азербайджану необходимо добиться прекращения агрессии соседа-оккупанта, иначе мир на Южном Кавказе не наступит никогда.
Поэтому войска Азербайджана в то же утро перешли в контрнаступление с целью обеспечить долговременную безопасность мирного населения, остановить 30-летнюю Карабахскую войну, как останавливают пожар направленным взрывом. Армения, уверенная в безразличии международного сообщества к ее военным преступлениям, привыкшая к тому, что любые злодеяния сходят ей с рук, атаками 27 сентября объявила, что желает вечной войны и вечной угрозы Азербайджану. Азербайджан ответил, что вечно терпеть это, несмотря на поддержку Армении со стороны крупнейших мировых игроков, не будет.
При этом военно-политическое командование Азербайджана избрало стратегию наименьших потерь: прорыв на узких участках линии соприкосновения войск, продвижение далеко вглубь оккупированных земель с целью взятия под контроль маршрутов снабжения оккупационных сил и отделения таким образом Нагорного Карабаха и других азербайджанских территорий от Армении. Блокада армянских войск на освобождаемых землях Азербайджана позволяет сохранить максимальное число жизней солдат по обе стороны фронта: азербайджанская армия обходит наиболее укрепленные участки обороны захватчиков и двигается по местности, где Ереван не планировал вести бои, рассчитывая на удержание передней фронтовой линии, а армянская армия, оставшись без боеприпасов и продовольствия, сдается либо бежит.
Месяц спустя мы видим, что эта стратегия была претворена в жизнь. В первый же день азербайджанские военные взяли самую важную высоту на севере оккупационной зоны – гору Муровдаг, благодаря этому был получен полный контроль над дорогой Сотк-Кельбаджар, питающей оккупационные войска на северо-востоке. Уже через неделю пал так называемый 6-й укрепрайон агрессоров, был освобожден и вернул свое историческое название поселок Суговушан, вскоре азербайджанские войска вошли в соседнее село Талыш, а северо-восточная группировка оккупантов перестала существовать.
Основной удар ВС Азербайджана сосредоточили на южном направлении, на освобождении Физулинского, Джебраильского и Зангиланского районов, граничащих с Ираном. Во-первых, требовалось лишить Ереван возможности снабжать оккупационные силы через иранскую границу. Во-вторых, взятие Джебраила и Физули давало выход на трассы до Ханкенди и Шуши. В-третьих, по нагорью долины реки Аракс, разграничивающей Азербайджан и Иран, и дороге E002 вдоль нее войска могли довольно быстро продвинуться к границе с Арменией и получить доступ к трассе до главной артерии снабжения оккупантов – Лачинскому коридору.
Уже 4 октября, ровно через неделю после возобновления Карабахской войны, азербайджанские войска освободили Джебраил более чем в 20 км от прежней линии соприкосновения войск. Развернулась работа по выдавливанию оккупантов из окружающих населенных пунктов, главным из которых был поселок Гадрут, так как через него открывался путь в тыл Физули. Гадрут был освобожден 9 октября, Физули – 17 октября, по завершении третьей недели боев.
После этого ситуация на театре военных действий стала развиваться очень быстро. На следующий же день после взятия Физули, 18 октября, армия Азербайджан взяла под контроль исторический памятник Худаферинский мост, символически связывающий азербайджанские территории с многомиллионным тюркским населением Ирана. От Джебраила до этой точки, восточного края Худаферинского водохранилища на Араксе, порядка 25 км по прямой.
А уже через два дня, 20 октября, ВС Азербайджана вошли в Зангилан, расположенный еще в 30 км по прямой от Худаферинского моста. Зангилан – административный центр граничащего с Арменией Зангиланского района, таким образом, за 24 дня боевых действий захватчики были выбиты со всего юга оккупационной зоны вплоть до границы. 22 октября вся азербайджано-иранская граница была возвращена под контроль Азербайджана, а накануне в Ереване сообщили, что азербайджанские военные стоят на границе с Арменией у Сюника, откуда раньше шло снабжение оккупантов на юге.
Два дня назад, 25 октября, был освобожден Губадлы, административный центр еще одного граничащего с Арменией района Азербайджана – Губадлинского. Одновременно азербайджанская армия взяла село Ханлыг на той самой трассе до Лачинского коридора и начала продвижение на север. Здесь мы упоминаем только ключевые освобожденные населенные пункты, а всего за месяц были деоккупированы 173 села, поселка и города.
Однако у месяца Второй Карабахской войны, как стали называть нынешние боевые действия в СМИ, есть и другие итоги. Военно-политическое руководство Армении, в первые же дни увидев небоеспособность оккупационных войск, стало использовать все рычаги давления на Азербайджан для прекращения боев и недопущения собственного поражения. Обстрел приграничных и прифронтовых населенных пунктов Азербайджана не прекращался с самого начала и ведется прямо сейчас, но 4 октября к нему добавились террористические акты против мирного населения и гражданских объектов в городах, удаленных от оккупационной зоны, – ракетами средней дальности "Точка-У" были обстреляны второй по размеру азербайджанский город Гянджа и Мингячевир, где расположены такие стратегические объекты, как Мингячевирское водохранилище и крупнейшая в стране ТЭС.
Тогда погиб один человек в Гяндже, так как одна из ракет попала в частное домовладение. Через неделю, 11 октября Армения повторила эти теракты, в Гяндже ракета "Эльбрус" ударила в большой жилой дом, погибли 11 человек, включая женщин и детей. В ночь на 17 октября была совершена третья серия терактов, на сей раз "Эльбрусом" был разрушен целый жилой квартал в Гяндже, погибли 13 человек. Помимо этого, армянские ракетчики стреляли по прикаспийским Хызынскому и Сиязаньскому районам, по граничащему с Баку Абшеронскому району, расположенному в центре азербайджанских земель Кюрдамирскому району и Габалинскому району у российской границы. Ракеты нацеливались не только на мирное население, но и на стратегические трубопроводы "Баку-Тбилиси-Джейхан" и "Баку-Новороссийск".
Все это – военные преступления. Устанавливающие правила ведения войны Женевские конвенции, силу которых признает и Армения, запрещают атаки на мирное население и гражданские объекты, однако гибнущему политическому режиму в Ереване это не помешало направить баллистические ракеты огромной разрушительной мощи на азербайджанские города, и только благодаря усилиям ПВО Азербайджана удалось избежать больших жертв. Целью терактов было спровоцировать азербайджанское военное командование на ответные удары по территории Армении, чтобы затем потребовать от России исполнения ее обязательств по защите армянских земель. Баку же отвечал на террористическую активность Еревана плановым продвижением вглубь оккупированных районов, описанным выше (сравните даты терактов и освобождения городов и поселков).
Одновременно Армения развернула "боевые действия" на информационном поле с заранее подготовленного плацдарма. Загодя в подконтрольных и сочувствующих оккупационной политике СМИ появились фейковые материалы о присутствии на азербайджанской земле сирийских боевиков и турецких вооруженных сил. Как только Карабахская война была возобновлена, стало ясно, зачем понадобилась эта фабрика лжи: те же СМИ принялись массированно распространять фейки о "боевиках и турках", воюющих против Армении. Основным источников ложной информации стали Минобороны Армении и лично премьер-министр Никол Пашинян, каждое свое интервью посвящавший по большей части изложению дезинформации о военной помощи Баку третьих стран. Он же ежедневно совершал по нескольку звонков мировым лидерам с просьбами остановить продвижение войск Азербайджана. Его дипломаты трижды заключили соглашение с Баку о режиме прекращения огня, и трижды оно было мгновенно нарушено армянской стороной.
Минобороны Армении не только сообщало о "боевиках и турках", не представляя никаких доказательств, но и отрицало все обстрелы мирного населения Азербайджана, несмотря на ясные свидетельства терактов, и старательно преуменьшало успехи азербайджанской армии. В итоге к началу этой недели картина Карабахской войны, представляемая Пашиняном и его командой, радикально разошлась с действительностью. Ложь официального Еревана на сегодня очевидна всем, как и его цель спасти себя любой ценой, в том числе за счет втягивания других стран в нагорно-карабахский конфликт, ввоза наемников и "добровольцев", контрабанды вооружений на гражданских самолетах, попыток провокации ударов по армянскому мирному населению и огромного потока фейков.
Месяц спустя можно с уверенностью заключить, что такая стратегия не сработала. Армянские военные уже открыто, в соцсетях, жалуются на отсутствие снабжения, уходят с поля боя, сдаются в плен, отказываются ехать на фронт, все чаще оказываются брошенными командованием на произвол судьбы. Минобороны Армении, запутавшись в собственных фейках, публикует саморазоблачающие фотографии, как фото Давида Тонояна с переодетым в форму азербайджанского пограничника армянским солдатом, и все больше вынуждено говорить очевидную правду о продвижении ВС Азербайджана. Никол Пашинян старается снять с себя как можно больше ответственности и требует теперь, чтобы каждый армянин явился в военкомат и отправился на фронт, как если бы в этой войне что-либо решала живая сила.
Оценивая ход боев на земле и в информационном поле за этот месяц, можно заключить, что Карабахская война закончится уже в скором времени. У Армении, несмотря на постоянную нелегальную помощь из-за рубежа, истощены все ресурсы, войска деморализованы, поскольку Азербайджан ведет войну совсем не так, как ожидало армянское военно-политическое командование, армянским подразделениям приходится все время отступать, и это уже нельзя назвать "стратегической перегруппировкой сил". Силы врать у Никола Пашиняна и его людей еще есть, но им уже никто не верит не только в других странах, но и в самой Армении. Азербайджан, в свою очередь, завершает контрнаступательную операцию по принуждению страны-агрессора к миру, тем самым приближая возвращение нормальной, стабильной жизни на Южном Кавказе. Проблема оккупации, при попустительстве международных посредников не решавшаяся 27 лет, была принципиально решена азербайджанскими военными за один месяц.
Этот месяц войдет и в историю военной науки, поскольку боевые действия показали бесполезность традиционных вооружений в современных условиях, и в историю мировой политики как доказательство ошибочности стратегии бесконечного затягивания конфликтов, и в историю Южного Кавказа как время, когда был сделан первый настоящий шаг к установлению мира и стабильности в этом регионе. Азербайджан гарантирует мирному населению Карабаха равные права и безопасность, и они будут им обеспечены, как только последний солдат страны-агрессора уйдет с азербайджанской земли.