© Фото: Сайт премьер-министра Армении

Как Пашинян ответил на критику Симоньян

Читать на сайте Вестник Кавказа

Ровно десять дней потребовалось премьер-министру Армении Николу Пашиняну, чтобы прокомментировать пост главного редактора RT Маргариты Симоньян об армяно-российских отношениях. В субботу 18 июля на своем Telegram-канале главный редактора RT написала обращение в адрес армянских властей, в котором, помимо критики прозападного курса правительства Пашиняна, прокомментировала эскалацию на границе Армении и Азербайджана в контексте "многовековой вражды".

В среде российских армян пост главного редактора RT вызвал неоднозначную реакцию, кто-то поддержал Симоньян, кто-то выразил недоумение, связанное с политической ангажированностью позиции российской журналистки. В самой Армении к словам Симоньян отнеслись сдержанно, поскольку с момента бархатной революции роли армянской диаспоры в судьбе и политике постреволюционной Армении уделяется мало внимания.

В чем суть тезисов Симоньян? Прежде всего, это "неправильные" внешнеполитические приоритеты правительства Пашиняна. Ереван демонстративно дистанцируется от Москвы, игнорируя "многолетнее добро и защиту", которую республика получала от России. В интерпретации главного редактора RT, в современной геополитике Южного Кавказа Армения представляется  беззащитной, уязвленной республикой, над которой в очередной раз нависла угроза уничтожения государственности. "Призраки янычар с кривыми ножами" вот-вот готовы обрушить гнев на головы армян, в то время как нынешняя политическая элита Армении стремительно отдаляется от РФ, наводняя страну "антироссийскими НКО, которые обучают молодежь, как свергать власть в России". Эмоциональный и колоритный во всех смыслах пост Симоньян завершается призывами к миру и дружбе на территории Южного Кавказа, которые (на фоне сокрушительной критики политической близорукости и неблагодарности правительства Пашиняна) выглядят наивно.

В ответ армянский премьер, будучи опытным и местами циничным политтехнологом, прежде всего, решил снять с себя и со своей команды всякую ответственность за распространение антироссийских настроений в республике. Времени у Пашиняна было предостаточно. Благодаря популистской риторике, в которой премьер определяет союзником России не себя самого, а армянский народ в целом, Пашинян контратакует Симоньян, аргументируя свою позицию "народностью" собственной политики. Из слов Пашиняна, сказанных в интервью РБК, следует, что именно России необходимо проводить многовекторную политику в отношении его республики и, что немаловажно, считаться с чувствами и стремлениями армянского народа, чтобы у зарубежных критиков революционного правительства не возникало вопросов о политической лояльности Армении.

Глава правительства определил мнение главного редактора RT как необоснованную критику, которая к нему лично не имеет никакого отношения. Что конкретно имел в виду Пашинян, говоря о "чувствах армянского народа", непонятно, однако можно предположить, что таким образом он намекнул на скидку или более выгодные условия по оплате тарифов на энергоносители, поскольку энергетическая безопасность Армении - больная тема.

Ожидать слов признания позиции Симоньян или же резкого выпада в адрес главного редактора RT от Пашиняна не стоило. За него это сделают армянские СМИ, поскольку пост Маргариты Симоньян лишь подогрел риторику идеологов пашиняновской революции.

Скептики заподозрили в публикации поста элементы применения "мягкой силы" в отношении Пашиняна со стороны Москвы. Говоря об аресте экс-президента Роберта Кочаряна в контексте сведения политических счетов, Симоньян лишь подлила масла в огонь, предоставив армянским пропагандистам карт-бланш на безграничную критику диаспоры в РФ, которую якобы интересует лишь внешнеполитическая ориентация и лояльность Армении, а не интересы и реальные проблемы страны, тем более ее суверенитет. К слову, со времени бархатной революции из известных армян России Пашиняна поддержал лишь председатель организации "Диалог" Юрий Навоян в марте 2019 года.

Несмотря на то, что обмен мнениями между Симоньян и Пашиняном прошел на фоне июльских боев на армяно-азербайджанском участке границы, ни в посте главного редактора RT, ни в интервью армянского премьера, тезис о необходимости скорейшего урегулирования армяно-азербайджанского кризиса, либо не является центральным, либо вовсе отсутствует. Ни Пашинян, ни Симоньян не стали говорить о кризисе в переговорном процессе по карабахскому конфликту, на фоне которого и происходят все значимые события в Армении.

Складывается впечатление, что каждый остался при своем. Для российских армян Маргарита Симоньян предстала как представительница той части диаспоры, которая с глубоким волнением следит за судьбой Армении и армянского народа. Пашинян же использовал отдельные фрагменты поста Симоньян, чтобы в очередной раз предстать в глазах армянской общественности поборником народной революции. Иными словами, каждый извлек что-то полезное для своего имиджа.