В Киргизии меняют Конституцию

Читать на сайте Вестник Кавказа

Депутат парламента Киргизии, бывший судья Курманкул Зулушев инициировал законопроект о проведении в республике референдума по изменению Конституции. Гражданам предлагается высказаться о том, при какой форме правления они хотят жить - парламентской или президентской. Поправка, если будет принята, расширит полномочия президента и ослабит функции премьер-министра и парламента.

Конституция, по которой в настоящее время живет Киргизия, была принята в 2010 году после очередного государственного переворота 7 апреля и последующего за ним межэтнического конфликта на юге страны, который произошел на фоне попыток президента Курманбека Бакиева укрепить свою власть. В 2016 году по инициативе президента Алмазбека Атамбаева в Основной закон были внесены поправки, которые предполагали увеличение полномочий премьер-министра и ослабляли функции президента. Политическая подоплека этих изменений заключалась в сохранении Атамбаевым власти после выборов президента 2017 года. Он, якобы, считают эксперты, намеревался занять кресло главы кабинета министров. Но что-то пошло не так. Напомним, что сейчас Алмазбек Атамбаев, обвиняемый в организации беспорядков, попытке госпереворота, убийстве и многом другом, находится под следствием и содержится в СИЗО. Ему грозит пожизненный срок заключения.

Полный разворот к президентской республике инициировал депутат Курманкул Зулушев, обосновавший свою инициативу тем, что во всех редакциях Конституции Киргизии были прописаны готовые формы правления; граждане голосовали не за форму правления отдельно, а за Основной закон страны. "Законопроект разработан в целях создания условий для определения народом государственного устройства", — говорится в справке обоснования. Если депутаты и президент одобрят законопроект о референдуме, то он вступит в силу уже в июле 2020 года. Сам референдум планируется провести 4 октября 2020 года. В этот же день намечено голосование по выборам в Жогорку Кенеш - парламент страны.

Генеральный директор аналитического центра "Стратегия "Восток-Запад" Дмитрий Орлов сказал "Вестнику Кавказа", что граждане Киргизии, уставшие от беспредела "псевдопарламента", скорее всего, поддержат инициативу Зулушева: "Инвесторы жалуются, что в Киргизии не работают законы. Никто в стране не гарантирует защиты иностранного и собственного бизнеса. Нужны вменяемые правила игры. Нужен порядок. Но что такое порядок по-киргизски, никто не знает. Президенту Сооронбаю Жээнбекову сейчас важно выглядеть спасителем государства, но по Конституции у него нет полномочий. Атамбаев сделал все возможное, чтобы увеличить полномочия премьер-министра и парламента и уменьшить функции президента, сделав этот пост фактически представительским".

Киргизский эксперт Адиль Турдукулов не согласен с такой оценкой: "Президент в нашей стране, несмотря на провозглашенный парламентаризм является ключевым политическим лицом. Президент сам назначает судей, через так называемый Совет судей, в формировании которого он участвует самым непосредственным образом. Решения Конституционной палаты тоже не могут быть приняты без участия главы государства. Президент назначает и освобождает министров и глав комитетов и агентств, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей. Никто не отменяет его право определения внешней политики. Все остальные полномочия в том числе формирования ЦИК и Счетной палаты тоже на месте. Мы также стали свидетелями, что по решению Совета безопасности, президент может напрямую вмешиваться в работу правительства. Это не плохо и не хорошо. Вопрос только в том, как пользоваться этими прописанными в Основном законе полномочиями".

Турдукулов также заявил "Вестнику Кавказа", что "изменение Конституции, через такой сомнительный способ "народного" волеизъявления как референдум, все предыдущие киргизские президенты использовали для укрепления и удержания собственной власти. К тому же не существуют исключительно "парламентских" и "президентских" форм правления. "Поэтому инициатива, предложенная депутатом и бывшим судьей Зулушевым, изначально является умозрительной и популистской. К тому же это нивелируют события 10 летней давности, где основным достижением 7 апреля 2010 года стало движение к парламентской системе".

Общественный деятель, экс-кандидат всех президентских кампаний Токтайым Уметалиева, считает вопрос конституционной реформы сложным и несвоевременным: "В условиях объявленного в стране чрезвычайного положения (ЧП) проводить референдум нельзя. Тем более, что действующее право запрещает проведение в условиях ЧП изменение конституционных законов, проведение референдумов и т. д. Сегодня, когда большинство жителей Киргизии, пытаются просто выжить, у многих нет денег на хлеб, парламентарии решили провести довольно затратное мероприятие за счет государственного бюджета, в котором огромная дыра. Это не просто нецелесообразно, это глупо, депутаты, с целью получить дивиденды, подставляют президента".

"Однажды, в 2010 году в условиях чрезвычайной ситуации, в стране уже была проведена конституционная реформа и референдум по внесению изменений в Конституцию. При этом часть страны была выключена из процесса голосования из-за введенного на юге республики ЧП после госпереворота и межэтнического конфликта. В голосовании принимали участие только жители севера страны, причем оно прошло с грубейшими нарушениями", - сказала "Вестнику Кавказа" Токтайым Уметалиева.

Эксперт считает, что если президент Сооронбай Жээнбеков намерен внести поправки в Конституцию, то вначале нужно провести ревизию всех документов Основного закона, начиная поправок 2003 года. Конституция в Киргизии менялась довольно часто. Но дело в том, что подлинник Конституции, по которой сейчас живет страна, утерян. Подлинника главного документа страны нет как в Минюсте, так и в администрации президента Киргизии. По некоторым данным, он находится в частных руках, у разработчика Конституции, лидера партии "Ата-Мекен" Омурбека Текебаева. Он, по каким-то своим соображениям, не отдает его.

Страна живет по опубликованному тексту Основного закона в газете "Эркин-Тоо". Но у общественности есть подозрения, что текст в газете — не настоящий. С момента принятия последней Конституции Киргизии в 2010 году шли разговоры о ее подмене. Мол, вместо настоящего закона республика живет по исправленному документу. В 2014 году правозащитники подали иск в Конституционную палату. Они утверждали, что текст Конституции, опубликованный в газете "Эркин-Тоо" существенно отличается от содержания реальной конституции. Правда, доказательств этому нет.

Только после ревизии Основного закона нужно думать о форме правления в стране. Время показало, что партийная система дает больше оснований для семейно-кланового управления, которое сегодня фактически раздирает государство. Уметилиева отметила, что предложение о переходе на президентскую форму правления было сделано накануне 7 апреля, 10-й годовщины госпереворота и межэтнических столкновений на юге республики: "Тогда беспорядки начались после того, как президент Курманбек Бакиев предпринял попытку усиления президентской власти с упором на семейное правление. Сегодня история повторяется: в Киргизии нет ни одного человека, который бы не говорил о том, что страной правит семейный клан Жээнбековых".