Вестник Кавказа

Иран-Запад: пессимизм оказался оптимизмом

Иран-Запад: пессимизм оказался оптимизмом
© Фото: Сайт президента России

Месяц спустя после достижения, как казалось изначально, исторического Женевского соглашения между Ираном и Западом о поэтапном закрытии иранского ядерного досье, реализация содержащегося в нем плана так и не сдвинулась с мертвой точки. Официально начало выполнения обязательств сторонами перенесено с декабря на январь без объяснения причин, при этом ближе к концу года и ИРИ, и западные страны начали выдвигать друг к другу дополнительные требования и, что характерно, заранее готовить наказание друг для друга при невыполнении Соглашения: Конгресс США загодя готовит новый пакет экономических санкций, а Меджлис Ирана накануне представил законопроект об обогащении урана до 60%.

Как изменилась ситуация вокруг иранского ядерного досье за этот месяц, "Вестнику Кавказа" рассказал директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. По словам эксперта, жизнь показала, что даже его пессимистичные оценки выполнения этапов Женевского соглашения оказались слишком оптимистичными.

"Изначально, как только соглашение было подписано 24 ноября, у меня были большие сомнения в его реализации. Но тогда ни я, ни кто другой не думал о том, что само вступление в силу этого соглашения окажется настолько сложным. Сейчас уже идет очень серьезное давление на обе стороны с тем, чтобы заблокировать даже первый этап. Напомню, что я не верю в возможность следующих этапов, но хотя бы первый этап был достаточно реальным", - отметил он, добавив, что, к сожалению, текст Соглашения при должном желании позволяет слишком по-разному трактовать обязательства сторон.

"С одной стороны, Иран говорит: "смягчайте санкции!", но непонятно, о каких санкциях разговор, ведь того, что нужно ИРИ на самом деле, в первом этапе не прописано - ни ослабления санкций на нефть и природный газ, ни в банковской сфере, ни в страховании морских перевозок и грузов, о $100 млрд Пехлеви речи тоже не идет. В документе сказано только о небольших уступках со стороны Штатов, со стороны ЕС их почти нет. И здесь начинаются произвольные трактовки. С другой стороны, представители администрации США начинают говорить о том, что речь вовсе не о праве Ирана на обогащение урана, (а именно под этим Иран и подписался, приняв ультиматум), так как право-то есть, но Иран все равно должен прекратить обогащение урана, потому что ему этого не нужно", - пояснил Евсеев.

Что же касается давления, то, по словам эксперта, вступили в действие парламенты обеих стран. "Внутри Ирана речь, во-первых, о Меджлисе, который достаточно консервативен и уже, как вы видите, идет на провокационные шаги наподобие этого закона об обогащении урана до 60%. Также на Хасана Рухани оказывается мощнейшее давление со стороны Корпуса стражей исламской революции, который не хочет терять контроль над значительными в условиях санкций финансовыми потоками. В этих условиях положение Рухани очень сложное по возможности продвижения Соглашения", - рассказал он о ситуации внутри Ирана.

"Но ведь в той же самой ситуации оказался и Барак Обама. Мощнейшее израильское лобби и лобби Саудовской Аравии делают все, чтобы сорвать даже первый этап, постоянно вбрасываются мысли о том, что Иран не будет выполнять обязательства, будет нарушать их. К тому же, в феврале у Барака Обамы будет очень серьезная проблема - повышение государственного долга, здесь он будет очень зависим от Конгресса и не сможет идти против него, в то время как Конгресс уже предлагает меры по дальнейшему наказанию ИРИ. В этих условиях я начинаю думать о том, что даже и первый этап-то будет трудно реализовать, во всяком случае, непонятно, когда приступят к его реализации", - подчеркнул Владимир Евсеев.

В итоге, резюмировал политолог, складывается полнейшее впечатление дежавю событий вокруг аналогичного соглашения с Ираном 2003 года.

6755 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября