В Грузии не будет быстрой смены правительства – об этом стало известно сегодня после того, как президент Георгий Маргвелашвили отказался подписывать список кандидатур новых министров, представленный премьер-министром Ираклием Гарибашвили. Напомним, что накануне, в связи с добровольной отставкой министра по делам молодежи и спорта Левана Кипиани, Кабмин, согласно Конституции, потерял вотум доверия, что означает необходимость выбора нового состава министров и его утверждение в парламенте Грузии.
Изначально Ираклий Гарибашвили планировал представить президенту список кандидатов в новый Кабмин еще в четверг, однако позднее принял решение перенести это событие на 1 мая. В итоговом списке появились всего три новые фигуры – Тариэл Хичикашвили на должность главы Минспорта, Гигла Агулашвили на должность Минэкологии и Тина Хидашели на должность министра обороны. Все остальные министры, по его проекту, сохраняют свои посты.
Дабы подкрепить свое предложение, Гарибашвили отправил в отставку действующего министра обороны Миндию Джанелидзе, вернув его на пост секретаря Совета государственной безопасности и управления кризисами при правительстве. "Он действительно является профессионалом высокого уровня, я бы сказал достойным патриотом и настоящим гражданином нашей страны. Господину Миндии я вчера предложил вернуться на пост секретаря Совета государственной безопасности и управления кризисами… Его (совет) должен возглавлять человек, который очень хорошо знает эту сферу", - приводит слова Гарибашвили "Новости-Грузия".
Однако Георгию Маргвелашвили "новый старый" состав кабинета министров, по всей видимости, не понравился. В своем заявлении, объясняющем, почему президент отказался подписать список Гарибашвили, он предложил премьеру и парламенту принять "сбалансированное решение".
"Я хочу дать возможность как премьер-министру, так и парламенту провести консультации в более спокойной обстановке и определиться с составом правительства. В этом случае я использую единственную возможность, данную мне Конституцией, и на одну неделю откладываю ту подпись, которую должен поставить под составом правительства", - сказал Маргвелашвили.
При этом президент дал понять, что одной из причин такого поступка является его недовольство сменой министра обороны. "Я хочу всем напомнить, что мы стоим перед сложными вызовами. Как главнокомандующий страны я хочу задать вопрос, с какой частотой мы должны менять министров обороны?" - спросил он, реагируя на тот факт, что сразу после отставки Джанелидзе Гарибашвили представил Тину Хидашели как первую женщину-министра обороны Грузии.
Сама назначенная министр обороны сдержанно отреагировала на решение Маргвелашвили. "У президента есть конституционное право воспользоваться семидневным сроком, поэтому он его использует. Соответственно, я не вижу в этом проблемы", - подчеркнула Тина Хидашели.
Между тем спешка, в которой были назначены новые министры, привели к определенному юридическому казусу, на который указал председатель юридического комитета парламента Вахтанг Хмаладзе: Хидашели и Агулашвили уже являются министрами, но парламент еще не проголосовал за прекращение их депутатских полномочий. "Процедура прекращения полномочий определена регламентом. После того, как в парламент придет бумага о назначении Хидашели и Агулашвили министрами, комитет по процедурным вопросам должен собраться и рассмотреть достоверность факта, и передать этот парламентскому бюро, которое должно вынести вопрос о прекращении полномочий на повестку для ближайшего заседания. Первое же заседание должно начаться с рассмотрения этого вопроса", - пояснил Хмаладзе.
По-видимому, окончательный состав нового правительства Грузия увидит еще не скоро, заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе.
"Ожидается, что с президентом, который явно играет независимую роль, придется договариваться о новых министрах. Грузию ждут две-три очень интересные недели. Увы, но той команды, которая понимает, какие глубинные, обширные и очень важные реформы нужны для Грузии, чтобы спасти государство и экономику, стать самодостаточными, пока нет ни в правящей команде, ни вне ее, отсюда все эти перестановки и чехарда", - поведал эксперт.
Руководитель Центра глобальных исследований Грузии Нана Девдариани, в свою очередь, подчеркнула, что сложности по всей вероятности будут и в процессе согласования нового кабмина с парламентом. "В целом парламенту будет сложно голосовать. Парламентская жизнь всегда предполагает кулуарные бои местного значения, когда некоторые партии, составляющие коалицию, пытаются "потянуть одеяло на себя". То есть все партии-участники "Грузинской мечты" будут проталкивать свои кадры на министерские должности", - прогнозирует она.