Почему нужно снести памятник Нжде в Ереване

Читать на сайте Вестник Кавказа

В современной Армении о Гарегине Тер-Арутюняне (Нжде) написано много статьей околонаучного содержания, повествующих о "выдающемся вкладе непримиримого борца с большевистской тиранией, тюркской угрозой" и силами, способными "подорвать целостность и устои армянской нации изнутри". Установленный в 2016 году в Ереване бронзовый монумент в память о Тер-Арутюняне будто призывает молодое поколение армян быть как Нжде, следовать его идеалам, его философии. Казалось бы, вот он патриот, веривший в торжество армянской нации и ее духа, - символ молодой постсоветской республики, которой еще предстоит стать центром международного армянства.

Но при более внимательном рассмотрении становится очевидно, что за идеализированной личностью псевдопатриота скрывается фигура обыкновенного фашиста, делившего общество на категории.

В мире тема реабилитации фашистских преступников (Нжде сотрудничал в годы Второй мировой войны с руководством фашистской Германии) вызывает реакцию на лишь уровне МИДов, а также в экспертных и научных кругах. Декоммунизация на постсоветском пространстве везде прошла по-разному и мало кто обращает внимание на то, кого в той или иной бывшей советской республике теперь считают национальным героем.

Нжде "прославился" благодаря своей идеологии, в которой попытался сконцентрировать и обобщить существовавшие армянские идеи о роде. В своих, если можно так выразиться, трудах "Цегакронутюн как победоносная сила", "Народ, исповедующий мужество-арийство", "Заветы и кредо Этноверы" он представил армянам свою версию избавления от ощущения "обездоленной нации". По версии Нжде, панацей является постоянное нравственное самосовершенствование вкупе с устойчивой туркофобией. Молодые армяне, лишенные родины, должны пробудить в себе безграничные патриотические чувства, чтобы решить "армянской вопрос". Именно молодежь в культурной программе Нжде фигурирует в качестве движущей силы, поскольку считается силой духовного обновления.

В половине несчастий, которые обрушились на головы армян, виновато само армянство, которое, согласно культурной доктрине Тер-Арутюняна, разделено на три больших группы (чувственно-сознательных слоя): национально-родовой (всецело преданный армянскому роду, его истории, языку и культуре), колеблющийся (занимающий промежуточное звено) и отбросы - те, которые сотрудничают с внешними врагами. Отбросы армянского общества в работах Тер-Арутюняна также упоминаются как внутренние турки, так как истинный армянин не может примириться со своим бесславным положением.

Нжде допускает разделение общества на категории, откровенно симпатизируя реваншистским настроениям. Теория очищения нации и постоянной борьбы не ограничивается во времени и пространстве, она не учитывает культурно-временных особенностей, не принимает во внимание вопросы международной политики. Это расовая теория о чистоте армянства с глубоким уклоном в традиционную армянскую фольклористику. Ничто в идеологии Тер-Арутюняна не может восприниматься в качестве истинного блага, кроме самозащиты армянского народа. Догматы Армянской апостольской церкви также ошибочны, поскольку должны говорить о мужественности армянина, способности любить и жертвовать собой ради народа, а не о всеобщей христианской любви.

Философия Нжде подчиняет себе религию, международную и внутреннюю политику, вопросы воспитания молодежи, наконец, культурную политику очищения в отношении запятнавших себя армян. Нжде смело можно отнести к тем историческим фигурам в истории армянского народа, сумевших посеять зерна сомнения в сознание целых поколений. Многочисленные армянские поэты, музыканты, певцы, художники, среди которых Арутюн Саядян (более известный как Саят-Нова), Ованес Туманян, Арам Хачатурян, Паруйр Севак, Арно Бабаджанян и многие другие, воспевая созидание и творчество, никогда не определяли судьбу армянства как судьбу выживающего среди врагов народа. Зато это сделал Гарегин Нжде, внушавший армянам недопустимость сближения со своими соседями.