Теплоход "Армения" отыскали на дне Черного моря
Читать на сайте Вестник КавказаСпециалисты Минобороны России и Русского географического общества изучают судно, затопленное немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Гибель теплохода "Армения" считается одной из самых масштабных трагедий на море: на борту по разным подсчетам находилось от 6 до 10 тыс. беженцев и раненых.
В 2017 году во время поисковой операции, проводившейся силами российского военного ведомства, магнитометр засек на дне моря магнитную аномалию.
"Поисковую операцию проводило Министерство обороны России. В исследовании и идентификации судна участвовали специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества", - сообщили в пресс-службе Русского географического общества, передаёт ТАСС.
"В марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции район тщательно исследовали гидролокатором. В результате специалисты Министерства обороны России обнаружили корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками теплохода "Армения". Для проведения идентификации судна были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества", - объяснили в обществе.
Детальное обследование объекта в 15 морских милях от берега и на глубине 1 500 метров проводилось российским телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (ТНПА). На первых кадрах было видно, что объект стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чем сообщала официальная версия.
Во время третьего спуска аппарата удалось обнаружить стойку судового колокола, а рядом сам колокол - он упал надписью вверх, на нем хорошо читается надпись "Армения". В последующие погружения были осмотрены правый борт и корма судна. Был обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который является одним из косвенных признаков для идентификации.
"Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть фашистские самолеты заходили на атаку с кормы", - рассказал участник экспедиции, исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин.
Часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь целиком. Это говорит о том, что к моменту ухода корпуса на большую глубину, внутри судна еще оставались "воздушные карманы", что подтверждает версию стремительной гибели корабля.
После того, как корабль был идентифицирован, священник Новороссийской военно-морской базы Протоиерей Кирилл отслужил панихиду над местом гибели "Армении" по погибшим пассажирам и экипажу судна, им отдали воинские почести. В память о жертвах на воду был спущен венок и произведены три залпа траурного салюта.
Результаты экспедиции 2020 года позволят реконструировать события гибели теплохода. Центр подводных исследований Русского географического общества запустил производство документального фильма о судьбе и исследовании теплохода.
Напомним, теплоход "Армения" был построен в Ленинграде в 1928 году. Судно вмещало 950 пассажиров. В 1941 году в Одессе теплоход был перестроен под санитарный транспорт. Часть кают была переделана в операционные и перевязочные. Планировалось, что корабль сможет брать на борт около 400 раненых.
6 ноября 1941 года в Севастополе на борт теплохода поднялись несколько тысяч эвакуировавшихся жителей города. Согласно опубликованным данным, теплоход вышел из Севастополя, зашел в Балаклаву и Ялту. 7 ноября, не дожидаясь темноты, судно вышло в сторону Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров. Через несколько часов "Армению" атаковали самолеты Люфтваффе. Через 4 минуты корабль затонул, из всех пассажиров выжили единицы.