Forbes советует внести азербайджанский Музей ковра в мировой список образовательных ресурсов

Читать на сайте Вестник Кавказа

Значение ковра в истории мировой культуры сложно переоценить. Ими украшали полы, стены и потолки; красная ковровая дорожка использовалась для особых случаев еще два тысячелетия назад, когда греки раскатывали ее, чтобы приветствовать своих воинов. Еще один захватывающий образ - путешествие на волшебном ковре. Последний фильм про Аладдина студии Disney собрал более миллиарда долларов в мировом прокате. Современных дизайнеров ковры вдохновляют на дерзкое сотрудничество, например, коллекцию домашнего декора Вирджила Абло для IKEA или китчевый мерч от рэпера Томми Кэша и дизайнера Рика Оуэнса.

Стефан Рабимов в материале In Azerbaijan, The Carpet Artisans Are Quietly Preserving Age-Old Traditions для Forbes пишет, что во времена Великого Шелкового пути ковры оценивались по весу как драгоценные металлы, поэтому неудивительно, что народ, живущий на стыке Востока и Запада, сегодня выводит ковроткачество на новый уровень. Поскольку азербайджанское традиционное искусство ковроткачества было включено ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества, оно пользуется повышенным вниманием как со стороны покупателей из других стран мира, так и нового поколения местных ткачей и дизайнеров. Азербайджан и его столица Баку оказались в центре возрождения ковроткачества в XXI веке.

Художники "Азерхалча" ткут ковры с разнообразными традиционными узорами. От берегов Каспийского моря до долин и ущелий Ширвана и подножья Талышских гор - каждый из десяти регионов Азербайджана имеет свои традиции ткачества и элементы дизайна. Вы можете изучать страну, следуя по маршруту мастерских "Азерхалча", где производят 500 вариантов ковров. Один из самых популярных элементов орнамента – бута – изображает языки пламени в более чем девяноста известных вариациях.

Другой популярный мотив – павлин – тоже символ огня. Классический рисунок в технике Варни состоит из сложных S-образных линий, идущих по горизонтали и вертикали для создания стилизованного изображения дракона - еще одного символа огня.

Приверженность огню понятна для страны, богатой запасами природного газа и нефти, которую считают родиной современной нефтяной промышленности. С III века священная земля Апшерон, где находится Баку, была известна во всем арабском мире как поставщик нефти.

Многовековые техники ковроткачества до сих пор используются азербайджанскими мастерами.

Баку обладает значительным опытом межкультурного диалога – город принимал и Евровидение, и Игры исламской солидарности. Азербайджанский национальный Музей ковра, открытый в 1967 году, размещался в исторической Джума мечети. В 1992 году, после обретения Азербайджаном независимости, музей переехал в здание, которое раньше занимал музей Владимира Ленина. Ковры символически переживают эпохи, которые их формируют.

"Азербайджанские ковры замечательны тем, что впитали в себя духовный опыт людей, который эстетизирует идею Абсолюта. Орнамент - своего рода визуальный язык; все его элементы имеют большое значение", - говорит директор Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликова.

Нынешнее здание музея, спроектированное австрийским архитектором Францем Янцем, напоминает свернутый ковер и считается архитектурной жемчужиной наряду со зданием Центра Гейдара Алиева, построенным по проекту Захи Хадид, в котором также находится уникальная коллекция ковров, а также Огненными башнями. Культурное наследие в Азербайджане служит мотивацией для инноваций. Виртуальный тур по музею восхитителен. Советую добавить его в свой список образовательных ресурсов на время режима социального дистанцирования http://azcarpetmuseum.az/front/ru.

Любая творческая традиция должна иметь последователей. В 2000-х керамика стала самой топовой формой искусства среди миллениалов после того, как гончар Грейсон Перри получил престижную премию Тернера. В прошлом году благодаря поп-диве Lizzo и ее фирменной флейте продажи духовых инструментов в США выросли на 30%.

Фаиг Ахмед - художник, представляющий ноу-хау азербайджанского ковроткачества на мировой арене. Он исследует творческие границы традиционных исламских ковровых дизайнов, объединяя старое и новое в серии ковров с искаженным рисунком.

В детстве Фаиг раскроил семейный ковер, поскольку хотел изменить его рисунок. Из студента архитектурного вуза, влюбленного в квантовую механику и духовные практики, Фаиг Ахмед превратился в дизайнера и мистика с дипломом инженера.

"Я начал с исследования культур, которые никогда не были связаны, несмотря на то, что символы, использующиеся в них, имели сходное значение. Я понял, что должен измениться, чтобы по-другому видеть предметы быта. Люди спрашивают, почему я занимаюсь этим искусством. Это все равно, что спросить, почему шаман занимается шаманизмом. Это очень личное. Мои работы - это просто отчеты, которые отражают различные периоды моих исследований. Конечный результат меня мало интересует", - говорит Ахмед.

Международное сообщество не может нарадоваться на необычные эксперименты с коврами. Искусствоведы говорят, что его "волшебный недуализм" - величайшее новшество ковроткачества за столетия. Работы Ахмеда выставляются в галереях от Австрии до Австралии и приобретаются коллекционерами, начиная от академических учреждений до королевских семей.

Азербайджанские ковры были неотъемлемой частью европейского культурного ландшафта со времен позднего Средневековья. Их можно увидеть в таких оригинальных произведениях того периода, как "Мадонна с младенцем" (1487) Ганса Мемлинга, "Послы" (1533) Ганса Гольбейна Младшего или "Благовещение со Святым Эмидием" (1486) Карло Кривелли.


 

Перенесемся на пятьсот лет вперед, чтобы встретиться с другим современным (и более доступным) чемпионом азербайджанского ковроткачества. Коллектив CHELEBI home décor родился из комнаты с 360 коврами - инсталляции, которая произвела впечатление на публику Венецианской биеннале в 2013 году. Художник Фарид Расулов объединился с Аидой Махмудовой и Орханом Гусейновым, чтобы основать бренд, выпускающий изделия ручной работы ограниченным тиражом на основе традиционных азербайджанских технологий, в том числе ковроткачество Челеби.

В студии дизайна интерьера Chelebi азербайджанские ковры обретают новую форму.

Искусство редко бывает бесспорным, поэтому среди классических мотивов их произведений можно найти такой аспект кавказского фольклора, как похищение невесты. В эксклюзивных магазинах ковров в Баку и на многих сувенирных рынках предлагается широкий выбор эстетических решений, от минималистских до роскошных. Примечательно, что первый ряд на показах Azerbaijan Fashion Week всегда украшен коврами. Роскошь вплетена в культурное наследие этой земли.

По мнению председателя Государственного Агентства по туризму Азербайджана Фуада Нагиева, "нематериальное наследие, такое как ковроткачество, указывает на национальные ценности, убеждения и наследие народа". "Здесь вы можете погрузиться в подлинные древние традиции. Это одна из многих веских причин посетить нашу страну", - добавил он.

Хэштег #TakeAnotherLook стал инструментом социальных сетей, способствующий признанию достоинств этой многогранной горной культуры. Похоже, мир готов вновь открыть для себя гордую красоту Азербайджана.