Стратегия России в Арктике
Читать на сайте Вестник Кавказа30 января российское правительство одобрило несколько законодательных актов, касающихся предоставления новых экономических выгод и субсидий предприятиям и инвесторам, желающим участвовать в проектах на Крайнем Севере. Jamestown Foundation в материале Russia Prepares Ambitious Economic Strategy for Arctic Region пишет, что принятые предложения были подготовлены совместно Министерством финансов, Министерством энергетики и Министерством развития Дальнего Востока России.
Инициатива обеспечивает прочную основу для внедрения российской арктической стратегии до 2035 года, которая основана на следующих документах:
- Федеральный закон об особом экономическом режиме Арктики;
- Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года;
- Стратегия развития Арктической зоны до 2035 года;
- Основы государственной политики в Арктике.
Эта правовая база охватывает Мурманскую область, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ненецкий автономный округ, а также части пяти других субъектов федерации - Архангельской области, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Республики Карелия и Республики Коми.
Чтобы привлечь иностранный капитал на арктические территории, Россия выделила четыре основных группы проектов, в рамках которых будут предоставляться государственный льготы:
- Добыча углеводородов на российском континентальном шельфе с налогом на добычу полезных ископаемых, установленным в размере 5% для нефти и 1% для природного газа в течение следующих 15 лет с начала промышленной эксплуатации. Также ходят слухи, что российское государство может быть готово предоставить дополнительные преимущества для ”разведки, оценки и добычи углеводородов” в этом регионе.
- Добыча углеводородов на континенте с упором на сжиженный природный газ (СПГ) и газохимию. Ожидается, что новые инвесторы не будут платить налог на добычу полезных ископаемых в течение 12 лет после начала промышленной деятельности.
- Производство СПГ (а также другие проекты, связанные с газохимией). Инвесторы будут платить налог на добычу в полном объеме только через 17 лет после начала промышленного производства.
- Другие проекты, предполагаемые выгоды от которых будут в значительной степени зависеть от того, что будет добываться и в каком масштабе. Помимо не связанных с углеводородами, а также полезными ископаемыми отраслей, группа будет включать различные инфраструктурные проекты, такие как строительство морских портов и трубопроводов.
Глава Министерства развития Дальнего Востока и Арктики России Александр Козлов заявил, что основная идея предлагаемых преимуществ и стимулов для инвесторов основана на твердой решимости Москвы сломать тенденцию, сформировавшуюся в регионе после 1991 года. В частности, арктическая зона, фактическая доля которой в российском ВВП составляет примерно 10% как и объем получаемых прямых иностранных инвестиций (ПИИ), страдает от хронической недостаточной численности населения, составляющей менее 1,5% от общей численности населения России. Кроме того, по словам чиновника, все основные компоненты Индекса человеческого развития (ИЧР), включая образование, здравоохранение, занятость и экономическое благополучие, на Крайнем Севере ниже, чем в среднем по России. За последние 15 лет местное население сократилось на 0,3 млн человек.
Сергей Веллер, президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области считает, что единственный способ остановить дальнейшую депопуляцию российской Арктики - повысить ее привлекательность за счет новых экономических возможностей и создания рабочих мест.
Все перечисленные проблемы отражены в вышеупомянутых документах государственного планирования. Основные ожидания, связанные с инициативой, касаются перспективы создания более 21 нового крупного регионального мегапроекта, включая порт Индига в Ненецком автономном округе, разведку крупных месторождений платины и других металлов в Красноярском крае и Мурманской области, и создание лесопромышленного комплекса полного цикла в Архангельской области. Ожидается, что эти и сотни небольших коммерческих инициатив, которые станут полностью работоспособными в течение ближайших 15 лет, приведут к созданию 200 000 дополнительных рабочих мест в регионе и сделают Арктику привлекательной для российской молодежи и специалистов.
Основные экономические интересы России в арктическом регионе фактически сводятся к двум элементам. Во-первых, это производство сжиженного природного газа, который в ближайшие 15 лет может превратить Россию в одного из крупнейших игроков на мировом рынке СПГ. Цель может быть достигнута в основном за счет проекта ”Ямал-СПГ” и ”Арктик СПГ-2”. Во-вторых, Россия вкладывает огромные средства в Северный морской путь, предназначенный не только для того, чтобы предоставить стране доступ к арктическим природным ресурсам, но и для обеспечения морского коридора для китайских товаров, направляющихся в Европейский союз. Россия стремится укрепить свою роль главной транспортной артерии между двумя регионами как на суше, так и на море.
В соответствии с упомянутыми правовыми документами уже были озвучены некоторые конкретные предложения. В частности, заявляется необходимость субсидированной ипотечной программы (2% годовых), чтобы помочь всем, кто хочет, переехать в Арктику. Кроме того, Минвостокразвития предложило создать новую государственную корпорацию ”Рошельф”, которая будет заниматься разведкой и добычей углеводородов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Соответственно, этой корпорации должны быть предоставлены исключительные права представлять интересы России, эксплуатировать российские ресурсы и предоставлять право участвовать в проектах частным инвесторам.
Впервые инициатива такого масштаба была разработана тремя министерствами. В арктической стратегии определены наиболее важные национальные интересы России на Крайнем Севере. Помимо экономических аспектов, стратегия четко указывает на необходимость защиты суверенитета и территориальной целостности России в отдаленном, но богатом природными ресурсами регионе.