Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что кризис вокруг Катара привел к серьезным ошибкам, так как нельзя подвергать изоляции целую страну.
"Делать народ целый страны изгоем - это не гуманно и не по-исламски. Катар — это страна, которая вместе с Турцией демонстрирует наибольшую решительность в борьбе с ИГИЛ (запрещена в России)", - заявил турецкий лидер перед депутатами правящей Партии справедливости и развития (ПСР).
Он также подчеркнул, что региону нет никакой пользы от того, чтобы "делать из Катара обвиняемого".
Эрдоган добавил, что намерен обсудить этот вопрос с президентом Франции Эммануэлем Макроном и эмиром Катара Тамимои бен Хамадом Аль Тани, передает РИА Новости.
Напомним, ранее изоляцию Катара осудил глава МИД России Сергей Лавров, подчеркнувший недопустимость отказа от диалога.
"Именно через прямой диалог можно лучше понять озабоченности друг друга, посмотреть на пути устранения этих озабоченностей, обеспечение транспарентности во всех вопросах", - отметил глава российского внешнеполитического ведомства.
Аналогичное мнение в беседе с Лавровым выразил и глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф, отметивший необходимость "выработки взаимоприемлемых решений в интересах сохранения мира и стабильности в регионе Персидского залива и консолидации усилий в борьбе с терроризмом".
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, заявление Эрдогана было ожидаемым. "В последнее время Турция принимала серьезные системные меры, направленные на то, чтобы улучшить отношения с таким финансово-экономически мощным государством, как Катар, тем более, что по ряду чувствительных политических моментов у них во многом есть совпадения. Первый из них заключается в том, что Эрдоган хотел бы показать, что представляет страну, которая, если взяла путь на сотрудничество, будет идти по этому пути, что бы ни произошло", - в первую очередь указал он.
"Второй момент, близкий России с точки зрения логики, связан с определенной озабоченностью Турции как ближневосточной страны тем, что и без того очень тяжелая военно-политическая обстановка в регионе усугубляется новым конфликтом. Я думаю, турки не заинтересованы во все большем осложнении региональной ситуации, в чем наши оценки и видении положения дел совпадают. Сейчас необходимо преодолеть это соскальзывание в противостояние между группой арабских государств и Катаром, таков в том числе и подход России – мы тоже за то, чтобы переговорным путем как можно быстрее урегулировать дипломатический конфликт", - подчеркнул Андрей Бакланов.
Дипломат напомнил, что Турция уже оказывает определенную помощь Катару с тем, чтобы не допустить его изоляции и возможного экономического и внутриполитического негатива в связи с санкциями, принятыми другими арабскими странами. "Они уже начали это делать, и, по-видимому, будут продолжать. Мы все-таки хотели бы надеяться, что далее развитие ситуации пойдет не по пути поддержки различными государствами одной из сторон, а по пути системного преодоления кризиса, который, на мой взгляд, носит во многом искусственный характер. Есть возможности решить все эти проблемы переговорным путем", - заключил заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов.
Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев обратил внимание, что Турция является лидером поддержки Катара в конфликте с другими странами персидского залива. "Турция первой уверенно заявила о своих дружественных, доверительных отношениях с Катаром. Причин здесь много, вероятно, первая среди них – идеологическая: Катар является базой "Братьев-мусульман", а эта партия родственна Партии справедливости и развития в идеологическом плане, поскольку они ратуют за использование исламских принципов в политике. Помимо этого, есть финансовые связи между Катаром и Турцией, а также газовые вопросы. Взаимодействие турецких и катарских правящих элит достаточно активно", - сказал он.
"Надо отдать должное президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, так отреагировавшему на конфликт вокруг Катара. Дело в том, что эта катарская ситуация очень напоминает некую попытку сбросить с себя ответственность за поддержку террористов со стороны Саудовской Аравии и других государств, в частности, ОАЭ и переложить ее при поддержке президента США Дональда Трампа на Катар. Напомню, что сначала Трамп приехал в Эр-Рияд на переговоры, и только после этого начался дипломатический конфликт. Можно предположить, что президент США пообещал поддержку Саудовской Аравии и другим странам региона против Катара, ведь Катар поддерживал Клинтон на президентских выборах, так что у Вашингтона к Катару довольно много претензий, и против давления на Доху он возражать не будет", - поведал Юрий Мавашев.
В подобной ситуации Эрдоган оказался в непростом положении. "Он не хочет лишиться поддержки арабских стран, ведь панисламский проект – это часть его внешнеполитического курса, от которой президент Турции не намерен отказываться, однако не поддерживать Катар он тоже не может. Между тем ОАЭ стали распространять информацию о том, что Эрдоган сам причастен к терроризму, так как в молодые годы встречался с некими деятелями, которые были замешаны в террористической деятельности, в том числе публикуются фотографии – то есть пошел раскол и панисламский проект начинает рушиться. И в то же время Ахмет Давутоглу, экс-премьер Турции, автор монографии, которая лежит в основе всей внешней политики Турции по поддержанию дружественных отношений с мусульманскими странами, недвусмысленно заявил, Анкара должна поддержать Доху, так как Доха никогда не оставляла Анкару в одиночестве", - напомнил востоковед.
По его оценке, можно прогнозировать определенные изменения в картине турецкой внешней политики. "Прежде Анкара представляла дело так, что есть мусульманский мир, где нет границ и государств, а есть только мусульманская идея, и Турция, как локомотив, будет вести этот мир вперед. Теперь эта картина рушится, так как в конфликтных ситуациях каждое государство отбрасывает интернациональные идеи и начинает вспоминать о собственных национальных интересах, не тождественных интересам Турции. Сейчас позиция монархий Залива такова, что, если Турция не будет с ними считаться, они будут считать Турцию своим противником", - сообщил Юрий Мавашев, добавив, что уже было воспринято как оскорбление решение турецкого парламента увеличение контингента ВС Турции в Катаре.
"В целом, все, что мы сейчас наблюдаем, в том числе и слова Эрдогана, - это попытка усилить турецкие переговорные позиции. Переговоры обязательно будут. Эрдоган встретится и с госсекретарем Тиллерсоном, ожидается и трехсторонняя встреча с эмиром Катара – уже идут попытки наладить некий диалог. Правда, я уверен, что по итогам всего этого арабские страны добьются уступок в свою пользу, и блокада Катара не будет снята до тех пор, пока политически они не договорятся", - заключил руководитель политического направления Центра изучения современной Турции.
5 июня Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и Египет объявили о разрыве дипотношений с Катаром, обвинив власти эмирата в поддержке террористических организаций и дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке.
Позднее, 7 июня, парламент Турции принял закон, разрешающий размещение турецких военнослужащих на базе в Катаре и сотрудничество по обучению катарских жандармов.