Бывший министр обороны Грузии и близкий соратник Михаила Саакашвили по "революции роз", а затем его самый опасный и непримиримый враг, Ираклий Окруашвили заявил, что намерен баллотироваться в мэры родного города Гори в ходе намеченных на июнь муниципальных выборов. Заявление экс-министра стало сенсацией: еще совсем недавно ему грозило 11 лет тюрьмы за вымогательство доли компании мобильной связи "Джеосел" у бизнесмена Джемала Сванидзе.
В 2005 году министру обороны это сошло с рук, но президент Саакашвили "вдруг" вспомнил об этой истории осенью 2007 года, когда Окруашвили (к тому времени смещенный с поста) перешел в оппозицию и инициировал антиправительственные выступления совместно с "объединенной оппозицией" - разношерстной коалицией политических лидеров, многие из которых недолюбливали Окруашвили, но признавали его харизматичность и силу.
После революции Окруашвили занял пост генерального прокурора и затеял такую вакханалию арестов и экспроприаций, что президент решил перевести его на должность главы МВД. Тут Ираклий использовал положение для "разморозки" конфликта вокруг Южной Осетии, организовав нападение на колонну российских миротворцев в июле 2004 года.
Откликаясь на гнев Москвы, Саакашвили осуществил еще одну рокировку, назначив революционера министром обороны. Войдя в новый кабинет, тот созвал пресс-конференцию и обвинил Украину в продаже Грузии "железного хлама под видом военной техники". Танки и БТР, поставляемые оттуда, действительно были старые. Но и Грузия платила гораздо меньше, чем стоят новые боевые машины.
Устав от выходок Окруашвили, Саакашвили предложил ему должность министра экономики, чем, по всей видимости, нанес Ираклию смертельное оскорбление. Революционер объявил президенту войну не на жизнь, а на смерть, был арестован, но вскоре выслан во Францию: Саакашвили посчитал невыгодным сажать в тюрьму одного из лидеров набирающего силу оппозиционного движения: в Европе этого могли не понять.
Тем не менее, в Грузии Окруашвили заочно приговорили к 11 годам лишения свободы. Ираклий вернулся на родину после смены власти, точно рассчитав, что правящей коалиции "Грузинская мечта" тоже было невыгодно сажать непримиримого противника бывших властей. Поэтому заочный приговор аннулировали как "политически мотивированный".
По той же причине сегодня может оказаться кстати и возвращение Окруашвили в большую политику через муниципальные выборы – в качестве противовеса Саакашвили, "воскресшего" из политического небытия благодаря событиям вокруг Украины.
Но с другой стороны, Ираклий Окруашвили – это вечный скандал и огромный риск для любых властей. Об его политических пристрастиях свидетельствует хотя бы обещание восстановить памятник Сталину в Гори сразу после избрания или заявление о правомерности начала войны в Южной Осетии как реализации "священной обязанности любого государства навести порядок на собственной территории".