Вестник Кавказа

Разногласия внутри НАТО носят стратегический характер

Разногласия внутри НАТО носят стратегический характер

Сегодня в Лондоне откроется саммит НАТО, на котором будет обсуждаться изменение стратегии альянса. "Альянс по-прежнему монолитен в том, что касается выполнения центральной задачи - обеспечения коллективной безопасности и сдерживания", - говорит заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО МИД России Дмитрий Данилов. Между тем, по словам эксперта, разногласия о том, как выполнять принятые решения, каким образом двигаться в выполнении указанных планов, носят стратегический характер для каждого государства, особенно для тех, кто проявляет несогласие.

"Мы получили накануне саммита серьезные сигналы, свидетельствующие о серьезнейших концептуальных разногласиях, по поводу будущих ориентиров и будущей роли НАТО, прежде всего от Макрона. Все помнят о том, что он сказал о "болезни мозга" НАТО, о том, что НАТО перестает действовать как скооридинированная организация. С другой стороны, в Турции президент Эрдоган предпринял демарш, связанный с требованиями в равной мере учитывать интересы безопасности Турции в рамках НАТО, по крайней мере, сбалансировать их с восточным направлением активности альянса. Пока непонятно, каким образом эти разногласия будут разрешены", - заявил Дмитрий Данилов.

По словам эксперта, речь идет о серьезном политическом торге на фоне этих разногласий, где каждый внутри альянса хочет выиграть что-нибудь для себя: "Это как раз отражает ту тенденцию, которая в НАТО открылась с приходом Трампа, когда организация как таковая используется им довольно инструментально. Наверное, эта стилистика сейчас начинает набирать обороты и за пределами Северной Америки".

"У Трампа есть достаточно четкая позиция. Его можно считать элитным изоляционистом. Американский изоляционизм, который в 1920-1930-е годы буйствовал особенно сильно, имел определенную специфику. Американские изоляционисты в основе своей выступали против сотрудничества с Европой, кроме одной узкой группы, которую возглавлял Джон Пирпонт Морган. Моргановская группа была ориентирована на Европу - это были интернационалисты. А все остальные выступали за "never again", говоря:  "Никогда вновь мы не будем воевать в Европе". То же самое и Трамп", - полагает декан факультета мировой политики, заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Сидоров.

По его словам, изоляционизм Трампа касается именно взаимоотношений с европейцами: "Напомню, что в 2000 году он опубликовал книгу "Америка, которую мы заслуживаем", где прямо говорилось: "Зачем нам там участвовать в каких-то европейских конфликтах, платить за безопасность Европы?" То же самое он фактически повторил в период избирательной кампании. У Трампа подход к Европе узко утилитарный, он понимает, что Европа нуждается в Соединенных Штатах, на обозримую перспективу без США европейская безопасность оказывается фикцией. С точки зрения Трампа это именно так. Поэтому Европа должна, по его мнению, содействовать США в обеспечении ее безопасности. В 2018 году Трамп в узком кругу заявил о том, что Соединенные Штаты могут рассмотреть вопрос выхода из НАТО".

Андрей Сидоров напомил также: "Глава Пентагона Марк Эспер  в конце ноября вообще заявил, что главным врагом для Соединенных Штатов является Китай. Россия - только номер два. Это говорит о военном планировании и о том, что США хотят разделить ответственность, переложить весь западный периметр сдерживания России и Китая на плечи европейских союзников, а самим больше все дальше уходить на Дальний Восток, на воды Тихого океана, там сосредотачивать основные ресурсы для борьбы с возвышающимся Китаем".

12150 просмотров