Вестник Кавказа

Россия поставит угольный рекорд

Россия поставит угольный рекорд
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Добыча угля в России в нынешнем году может превысить рубеж в 420 млн тонн, тем самым побив максимальный уровень добычи в советский период. Об этом заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности.

"Мы, скорее всего, превзойдем максимальный уровень добычи советского времени, достигнутый в 1988 году", - отметил он. "Объемы обогащения, как мы ожидаем, также увеличатся до 195 млн тонн - это на 28% больше", - сообщил министр. "Инвестиции достигнут 130 млрд рублей в год, и налоговые отчисления превысят 100 млрд рублей", - приводит его слова ТАСС.

Новак также указал, что с 2012 по 2017 годы добыча угля в России выросла на 15,5% - до 410 млн тонн.

По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, в 1988 году объем добычи на территории РСФСР достиг исторического максимума - 425,4 млн тонн. С этого момента в отрасли началось снижение объемов производства, растянувшееся более чем на десять лет.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им И. М. Губкина Валерий Бессель, уголь является важной частью добываемого в России сырья. "Хотя в структуре российского энергопотребления уголь составляет порядка 8%, это 120 млн т в нефтяном эквиваленте, мы очень много угля отправляем на экспорт. Важно помнить, что уголь – это очень ценное сырье для получения химических продуктов и газа. В Кузбассе открыто дочернее предприятие "Газпрома" "Газпром добыча Кузнецк", которое занимается тем, что добывает метан из угольных пластов, то есть метанизирует их, после чего добыча угля там становится безопасной. Метан неизбежно связан с углем, но он образуется не в бурых углях и не в графите, а именно в каменном угле и в антраците – и если раньше метан откачивали в атмосферу, что усиливало парниковый эффект, то теперь, стараниями Амана Тулеева и "Газпрома", его добывают. Из него делают газомоторное топливо на газопоршневых электростанциях и используют для энергообеспечения Кузбасса", - прежде всего рассказал он.

"Рядом находится огромный сосед, Китай, на который приходится половина мирового потребления угля. 67% китайского энергопотребления – это именно уголь, и республика с удовольствием покупает его у всех соседей. Поэтому мы имеем надежный рынок сбыта для угля и как топлива, и как сырья для химической промышленности. Кроме того, стоит отметить, что уголь мы, вероятно, сможем добывать дольше, чем нефть. Коэффициент обеспечения запасов углеводородов при текущем уровне добычи сейчас снижается по нефти и газу во всем мире, доказанных запасов хватит лишь на 54 года, а вот угля разведано намного больше. Конечно, рано или поздно мы перейдем к новой энергетической парадигме, но пока мы будем искать к ней путь, например, к промышленной добыче энергии из управляемого термоядерного синтеза, уголь сможет стать топливом переходного периода. Конечно, он не такой энергетически эффективный и экологически чистый, как газ, зато его хватит надолго", - заверил Валерий Бессель.

"Кроме Китая мы продаем уголь в Индию, Японию, Южную Корею, которые также очень активно его потребляют – то есть странам с наиболее растущими экономиками (это гарантирует растущее энергопотребление). В то же время надо отметить, что если на нефтегазовом рынке мы представлены традиционно очень хорошо, то на рынке угля другая ситуация. Новак говорит о налоговых поступлениях в 100 млрд рублей, это большие деньги, но не сравнимые с бюджетными доходами от нефти и газа – одна лишь "Роснефть" платит порядка 4 трлн налогов. И это, кстати, говорит о заметном потенциале для развития угледобывающей промышленности – это достаточно инновационная энергетика, которая задействует большое количество людей, то есть создает множество рабочих мест. В свое время мы обладали одной из самых мощных в мире производственных баз: дробилки делали сами, вагоны под уголь делали сами, и восстановить все это сейчас было бы правильно, добыча и переработка угля могли бы стать одним из локомотивов развития нашей экономики", - подчеркнул эксперт.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков также обратил внимание, что в связи со значительным потреблением угля в мире Россия может уверенно наращивать его добычу. "В мире уголь повсеместно критикуют, хотя при этом никто не сокращает существенно его потребление. У России довольно большие запасы по углю, мы занимаем второе место после США с 17,6% от общемировых запасов, а наша добыча достигает 185 млн т в нефтяном эквиваленте в год. По добыче мы не лидеры – Китай, Австралия, Индия и Индонезия добывают больше, также много угля добывают в США, в Польше, в Казахстане. Заметьте, что основными критиками угля в Европе являются те страны, у которых нет собственных запасов, а остальные активно разрабатывают и потребляют свои запасы, несмотря на декларации о намерениях сократить потребление угля. Что интересно, в отличие от истории с газом, в Европе никто не жалуется на наши угольные поставки. Мы, например, много угля экспортируем в Великобританию, занимаем существенную долю британского рынка, но об энергетической угольной дубинке почему-то никто не говорит", - отметил он.

"Россия потребляет существенную долю своего угля, в основном, он используется для выработки электроэнергии. Перспективы у нашей угольной промышленности довольно интересные, но нам будет необходимо модернизировать шахты, сделать их безопасными и более технологичными. Зачастую у нас в шахтах добывается уголь так же, как в начале XX века. Модернизация позволит повысить экономическую эффективность угольной промышленности. Также нужны более низкие тарифы на перевозку по железной дороге. Угольные бассейны у нас, как правило, находятся в глубине страны, и проблема именно в том, что существенная доля себестоимости российского угля на внешних рынках состоит из стоимости его транспортировки. Поэтому во многом эффективность российской угольной промышленности будет зависеть даже не от нее самой, а от тарифов железнодорожных поставок. Если государство будет предпринимать меры по стимулированию этих тарифов, делать какую-то компенсацию, тогда и угольная промышленность будет себя чувствовать довольно хорошо", - резюмировал Игорь Юшков.

16815 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ