Весьма настораживающими стали опубликованные в декабре 2017 года результаты исследования «Кавказский барометр», периодически проводимого в странах Южного Кавказа организацией Caucasus Research Resource Centers (CRRC) с целью мониторинга общественно-экономических и политических трендов в регионе. В рамках данного исследования CRRC были опрошены 1648 граждан старше 18 лет по всей Армении, статистическая погрешность составила около 2,3%. О том, что среди населения союзной Армении из года в год падает поддержка России, а западными фондами и поддерживаемыми ими представителями местного гражданского общества проводится системная работа по ослаблению российских авторитета и влияния, знакомые с ситуацией в стране эксперты говорят не первый год. Данные «Кавказского барометра» за 2017 год подтверждают эти опасения конкретными эмпирическими данными.
Так, отвечая на вопрос, какое государство в данный момент является «главным другом Армении», 64% респондентов указали Россию. При этом еще в 2013 году главным другом Россию называли 84% опрошенных, а в 2015 году их доля снизилась уже до 74%. Таким образом, в период с 2013 по 2017 годы доверие к России в качестве основной дружественной страны в целом упало на 20%. Любопытно, что за этот же промежуток времени доля тех, кто считает главным другом Армении далекую Францию, выросла с 4% до 17%. Отметим, что Франция – единственная страна ЕС в списке предлагавшихся в анкете к выбору стран, и, соответственно, будет справедливо говорить о росте авторитета Европейского Союза в лице Франции.
Другим примером, свидетельствующим о довольно двояком отношении армянских респондентов к России, стал ответ на вопрос о сотрудничестве Армении с ОДКБ и НАТО. Ровно 50% опрошенных граждан считают, что Армения должна иметь одинаково близкие связи с ОДКБ и НАТО. За вступление в НАТО выступили 5% респондентов, а за сохранение членства Армении в ОДКБ – 27%. Учитывая тот факт, что Армения полностью зависит от российских гарантий безопасности, получает от России льготные кредиты на покупку вооружений, а внешние границы Армении охраняются российскими военными, всего 27% поддержки сохранения членства Армении в ОДКБ – крайне низкий показатель. Примерно такой же расклад наблюдается и в ответах армянских граждан на вопрос о том, в каком интеграционном объединении Армении следует находиться в будущем: если за сохранение членства в Евразийском Экономическом Союзе высказались лишь 25% опрошенных, то за одинаково близкие отношения с ЕАЭС и ЕС – 54%, а за вступление в ЕС – 5%.
Наконец, довольно показательным является мнение армянских граждан по поводу выступающей с ярых антироссийских позиций криминальной группировки «Сасна Црер», захватившей летом 2016 года полицейский участок в Ереване. В ходе захвата был убит полковник Артур Ваноян и ранены еще трое сотрудников МВД Армении. При этом члены «Сасна Црер» заявляли о том, что их целью является «борьба с российским колониализмом». Так вот, удивительным образом «полностью поддерживают» действия группировки 19% опрошенных, «скорее поддерживают» 17%, нейтрально относятся 28%, «скорее осуждают» 10% , а «строго осуждают» – всего 6%. То есть, в целом, в большей или меньшей степени, свою поддержку экстремистам высказали 36% респондентов, в то время, как осудили их лишь 16%.
Было бы неверно утверждать, что российская поддержка Армении в последние годы снизилась, что могло бы стать объективным объяснениям наблюдаемых негативных тенденций в армянском обществе по отношению к России. После военного апрельского провала 2016 года Ереван получил от Москвы два льготных оборонных кредита, скидку на газ, а товарооборот между странами в 2017 году вырос на 30% (согласно армянским данным – 23,5%). Проблема кроется в очевидной неспособности номинально пророссийской армянской власти выстроить грамотную экономическую и социальную политику в республике. И это связано не только с высоким уровнем коррумпированности армянской власти, но также и ее неспособностью договориться с соседним Азербайджаном по поводу возврата ему, как минимум, части оккупированных территорий взамен на открытие коммуникаций и восстановление экономических связей. Также и Турция высказывала свою готовность открыть в этом случае свою границу с Арменией.
Также опрос показал глубокий кризис доверия к власти. В настоящий момент лишь 6% армянских граждан доверяют полностью действующему президенту Сержу Саргсяну, а 12% опрошенных скорее доверяют ему. При этом 20% скорее не доверяют, а 44% абсолютно не доверяют главе государства. Показатели популярности, а точнее, непопулярности Саргсяна представляются еще более катастрофическими в свете будущего перехода страны на парламентскую форму правления. Дело в том, что Национальное Собрание пользуется даже меньшей популярностью чем президент – всего 12% поддержки против 66% недовольных его деятельностью. Очевидно, что на этом фоне сохранение власти Сержем Саргсяном после его вероятного становления премьер-министром в апреле 2018 года явно не поспособствует укреплению авторитета действующей власти.
Для России подобное развитие событий чревато крайне негативными последствиями. С подачи вольготно чувствующих себя в Армении западных и прозападных фондов, СМИ и НПО, провалы в социально-экономической политике будут все в большей степени ассоциироваться в обществе с пророссийской политикой армянских властей и членством страны в ЕАЭС. Ожидаемое усиление грантовой и финансовой подпитки из ЕС после заключения соглашения с Арменией в ноябре 2017 года будет также активно способствовать этому процессу, в результате чего армянское общество медленно, но верно будет отдаляться от Москвы. Есть немного возможностей предотвратить подобный сценарий. Одной из них является оказание давления на армянские власти с тем, чтобы они предприняли конкретные шаги по серьезному ограничению западного влияния в стране. Насколько эффективными станут подобные действия в долгосрочной перспективе, сказать довольно сложно, поскольку это не снимет с повестки острые социально-экономические проблемы, являющиеся главной причиной растущего недовольства в стране.
Системным комплексным решением стала бы интеграция Армении в региональное сотрудничество с Азербайджаном и Турцией, и превращение ее из «аппендикса» Южного Кавказа в полноценного партнера. Действующая нелегитимная власть в Армении идеально подходит для того, чтобы принять неудобные компромиссы по Нагорному Карабаху и навсегда уйти из политической жизни страны. И пока степень влияния Запада в армянском обществе не достигла точки невозврата, у России есть возможности и рычаги для реализации подобного сценария в Армении, в результате которого в стране может произойти смена элит, но не геополитических ориентиров. Отпускать же ситуацию в Армении на самотек в ближайшие годы стало бы в сложившихся условиях опасной для российских интересов на Южном Кавказе неосмотрительностью.