Вестник Кавказа

Зураб Абашидзе: "Военно-грузинская дорога нужна не только Армении″

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Президент Армении Серж Саргсян намерен посетить Грузию с двухдневным рабочим визитом до конца года. В отличие от церемониальных официальных или государственных визитов, рабочий формат означает, что стороны планируют обсудить важные вопросы или даже оформить договоренности. Программа визита пока не опубликована. И неизвестно, какие вопросы Саргсян намерен рассмотреть с президентом Георгием Маргвелашвили и премьер-министром Георгием Квирикашвили. Недавно по неизвестным причинам грузинский премьер отменил визит в Ереван, куда планировал съездить 1 декабря.

Хотя тематика предстоящего визита Саргсяна не раскрывается, можно предположить, что темой  предстоящих переговоров станет решение проблемы "устойчивой сухопутной связи" между Арменией и РФ. Сейчас основной поток грузов из Армении в Россию и обратно поставляется либо морем через черноморские порты Поти и Новороссийск (что сложно и затратно), либо по единственной автомобильной трассе Ереван-Тбилиси-Казбеги-Владикавказ (Военно-грузинской дороге). Но эта автотрасса стала опасной для автотранспорта. Зимой возрастает опасность схода лавин, а круглый год сходят селевые потоки. Поэтому автомобильное движение часто прекращается, а водители вместе с большегрузными машинами, застревают на дороге днями, а то и неделями, или поворачивают назад, если есть такая возможность.

Многие годы, Армения лоббирует российско-грузинские договоренности по строительству или восстановлению коммуникаций для устойчивой связи России с Закавказьем. Есть три варианта - восстановление ЖД магистрали через Абхазию, строительство новой автомобильной дороги из грузинской Кахетии в российский Дагестан, а также автомобильная дорога через Южную Осетию Гори-Цхинвали-Владикавказ.

Последний вариант наиболее удобен, реалистичен, наименее затратен, но политических проблем вокруг проекта восстановления автомобильного движения через Цхинвали не меньше, вокруг двух остальных проектов.  Главная проблема - согласие властей бывшей грузинской автономии и самого Тбилиси. До последнего времени эти коллизиии казались неразрешимыми, поскольку возникал политически взрывоопасный вопрос, где будет происходить таможенное оформление грузов. Но российско-грузинские договоренности 2011 года о создании торговых коридоров через Абхазию и Южную Осетию с привлечением швейцарских специалистов, дают шанс для решения проблемы.

Судя по всему, предстоящий визит президента Армении связан именно с этим. Как заявил в интервью "Вестнику Кавказа" постпред грузинского премьера по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе, в результате его последних переговоров с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным в Праге стороны как никогда близки к достижению окончательных договоренностей и задействованию нейтральных по статусу торговых коридоров, которыми воспользуется и Армения.

Поскольку Зураб Абашидзе опытный дипломат и взвешивает каждое слово, в ходе интервью он был очень осторожен в высказываниях. Тем не менее вчитываясь в его дипломатическую фразеологию, можно заключить, что предположения о главной цели будущего визита в Грузию президента Армении, соответствуют действительности.

- Зураб Ираклиевич, обсуждался ли в ходе ваших переговоров с Григорием Карасиным вопрос укрепления Военно-грузинской дороги, например строительства тоннеля?

- Инфраструктурные работы по ремонту и модернизации этой дороги ведутся с обеих сторон - как в Грузии, так и в России. Они будут продолжены и в будущем году.

- Но вы обсуждали этот вопрос с вашим российским коллегой?

- Да. Работы ведутся с обеих сторон, в том числе на самом КПП "Верхний Ларс".

- Затрагивалась ли проблема устойчивой сухопутной связи между Арменией и Россией?

- В связи с ростом торговли необходимо увеличивать пропускную способность этой автодороги. Нужно ее обустраивать. Наше государство в этом заинтересовано. По дороге проходят грузинские, армянские, азербайджанские, турецкие, и иранские грузы... Это дорога для всех. Так что, мы продолжим работы по обустройству дороги.

- Речь идет о лоббировании интересов Армении, которая больше других заинтересована в развитии коммуникаций?

- Этой дорогой мы пользуемся все. Да, в первую очередь наши соседние государства. В том числе Армения. 50% перевозимых по ней грузов - российские. Кстати, объем турецких грузов, перевозимых по Военно-грузинской дороге, значительно вырос после восстановления торговли между двумя странами. Поэтому я бы не сказал, что речь идет об интересах лишь одной страны. Что касается тоннеля, который облегчит движение, мы этот вопрос с Москвой не обсуждаем. Такие конкретные вопросы - наше внутреннее дело и решения принимает правительство Грузии. Мы исходим из интересов Грузии – транзитной страны. Поэтому развиваем всевозможные транзитные направления с востока на запад и с юга на север. Это в интересах нашего государства.

- А что касается альтернативных путей, которые можно будет задействовать после оформления договоренностей по торговым коридорам с участием швейцарцев?

- Вопрос возможных договоренностей с швейцарской фирмой, которая будет мониторить поток грузов по другим возможным направлениям, прояснится в ближайшее время.

- Это может произойти до конца декабря?

-   Посмотрим, посмотрим. Это мы узнаем в ближайшее время. Какие-то подвижки тут действительно намечаются. Но однозначно сказать что-либо невозможно. Хотя по вторникам, четвергам и субботам я оптимист. (Смеется).

54410 просмотров