В последнее время представители Палестинской автономии начали массированную пропагандистскую кампанию с целью донести до мира свою позицию, и выступление г-на Фаеда Мустафы в Москве стало частью этой кампании.
См. "Ближневосточный конфликт: в чем суть сегодняшних противоречий видят в Палестине"
Израиль пытается найти решение существующих проблем, но палестинская сторона либо вообще избегает диалога, либо в последний момент, когда вроде бы все оговорено и разногласия между сторонами стали минимальными, под тем или иным предлогом срывает их, вновь начиная прибегать к террору против Израиля и попыткам делегитимизировать его право на существование. Так было в 1999 году, когда премьер-министром Израиля был Эхуд Барак. Так было и в 2008 году, когда во главе израильского правительства стоял Эхуд Ольмерт. Сегодня в Израиле опасаются повторения этого сценария. Многие политические обозреватели убеждены, что лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас пошел на эти переговоры под давлением Запада, но исключительно для того, чтобы избежать обвинений в нежелании достигнуть мира и, разорвав переговоры в последний момент, обвинить в их срыве еврейское государство.
Г-н Мустафа, безусловно, говорит правду по поводу того, что Израиль выложил все карты на стол. Израиль согласен на создание никогда прежде не существовавшего Палестинского государства на основе линии прекращения огня 1967 года (именно линии прекращения огня, так как никаких «границ 1967 года» по международному праву нет: до 1967 года так называемый Западный берег был оккупирован Иорданией, а сектор Газы Египтом; именно об этих оккупированных сначала Иорданией и Египтом, а затем взятых под контроль Израилем территорий и идет речь).
При этом Израиль настаивает на том, что все крупные поселенческие анклавы в Иудее и Самарии (это приблизительно 4-6% «Западного берега») отойдут к Израилю, а взамен Израиль передаст принадлежащую ему аналогичную по размерам территорию в районе Негева. Израиль также готов взамен аннексии поселенческих анклавов передать под Палестинское государство входящие в него арабские населенные пункты, но против этого категорически выступают как сами палестинцы, так и жители этих населенных пунктов, имеющие израильское гражданство.
Однако в целом в этом пункте как раз позиции сторон довольно близки: и Израиль, и палестинцы согласны на «обмен территориями». Хотя и здесь остается немало проблемных вопросов. В частности, вопрос о том, должен ли Израиль обеспечить сообщение между «Западным берегом» и сектором Газы, разрешив палестинцам проложить для этого надземную или подземную автомагистраль по своей суверенной территории? Но в любом случае проблема поселений решаема и, вопреки утверждениям палестинской стороны, она отнюдь не является главным препятствием к миру, если обе стороны займут взвешенную и рациональную позицию.
Более острым остается вопрос о «палестинских беженцах», которым все арабские страны наотрез отказываются предоставить гражданство. Во-первых, само количество беженцев, которое называют палестинцы, настолько нереально велико, что напоминает год от года растущее количество жертв «армянского геноцида 1915 года». Во-вторых, сегодня ни один политический лагерь в Израиле не готов признать «право беженцев на возвращение», так как это будет означать гибель Израиля как государства с еврейским большинством. Проблема беженцев, по мнению Израиля, может решаться лишь в пределах будущего Палестинского государства. Если же встанет вопрос о выплате им какой-то компенсации за потерянное имущество, то он должен решаться в тесной связи с проблемой выплаты такой же компенсации 1 млн евреев, которые вынуждены были покинуть арабские страны после провозглашения Государства Израиль и таким образом тоже являются беженцами.
Третья проблема заключается в том, что в рамках соглашения об окончательном урегулировании Израиль требует от палестинцев признать его «еврейским государством и национальным домом еврейского народа». Пока палестинцы наотрез отказываются от этого пункта, а это наводит на мысль, что сразу после провозглашения Палестинского государства живущие в Израиле арабы потребуют сначала автономии, а затем отделения и присоединения к Палестинскому государству – по «карабахскому сценарию».
Четвертая проблема – это проблема Иерусалима. Здесь палестинцы настаивают на том, чтобы Восточная часть Иерусалима, включавшая в себя важнейшие еврейские святыни и находившаяся до 1967 года под властью Иордании, была бы провозглашена столицей Палестинского государства (на территории которого, по заявлению Аббаса, не должно остаться ни одного еврея), а Западный Иерусалим стал бы столицей Израиля. Подобный вариант не устраивает евреев, убежденных, что и по историческому праву, и в силу сложившихся политических и религиозных реалий Иерусалим должен быть единой и неделимой столицей Израиля. Столицей Палестинского государства, по мнению Израиля, должна быть объявлена Рамалла, либо территория арабских деревень, расположенных восточнее нынешней границы Иерусалима.
Чтобы убедить мир в справедливости своей позиции по Иерусалиму и активизировать арабский мир в свою поддержку (значительная часть которого в целом поддерживает предложенные Израилем рамки урегулирования) палестинцы прибегают к разного рода домыслам, включая слухи о намерении Израиля выгнать мусульман из стоящей на Храмовой горе мечети Аль-Акса или разделить ее между евреями и мусульманами. О том, что высказанные г-ном Мустафой версии являются именно домыслами и инсинуациями подтверждает хотя бы тот факт, что ни одно серьезное издание или информационное агентство не подтверждает эти заявления.
Скорее дело обстоит наоборот: официальные израильские власти полностью признают полномочия исламского ВАКФа на Храмовой горе и запрещают евреям заходить в расположенные на ней мечеть Аль-Акса и мечеть Омара. Евреям разрешено лишь подниматься на место, где некогда стоял Иерусалимский храм, но при этом запрещено даже шепотом произносить какую-либо молитву. Если еврей начинает что-то шептать на Храмовой горе, находящиеся там израильские полицейские немедленно выводят его оттуда, невзирая на лица. К примеру, в последнее время за попытку молиться на Храмовой горе оттуда под арестом были удалены депутат Кнессета Моше Фейглин и министр строительства Ури Ариэль. В период мусульманских праздников израильская полиция вообще запрещает евреям подниматься на Храмовую гору.
В то же время понятно, кого именно имеет в виду г-н Фаед «под радикальными иудейскими организациями». Действительно, в последние месяцы ряд правых израильских организаций заявили, что запрет евреям молиться на Храмовой горе противоречит международным нормам о свободном доступе евреев к своим святым местам и их праве на свободу вероисповедания. Стоит напомнить, что, согласно Библии, именно на Храмовой горе располагалась главная еврейская святыня - Иерусалимский храм. Именно поэтому Мухамме и прибыл в Иерусалим в своем мистическом путешествии на Эль-Бораке и вознесся в Небесный Храм, чтобы молиться в нем вместе с еврейскими праотцами и пророками.
Таким образом, речь идет именно о борьбе за право евреев молиться на Храмовой горе вблизи мечети Аль-Акса, а ни в коем случае ни об ее разделе. Когда этот вопрос был поднят, мусульманское духовенство заявило, что в принципе ничего крамольного в этом желании нет, но при этом выразило опасение, что вслед за разрешением на молитву «евреи могут потребовать себе и часть мечети Аль-Акса». Это совершенно не обоснованное предположение затем в целях провокации и разжигания страстей стало подаваться палестинской пропагандой как некий факт: «Евреи хотят разделить мечеть Аль-Акса».
Как бы то ни было, вопрос Иерусалима является самым сложным на идущих переговорах и разрешить его в ближайшее время не представляется возможным. В связи с этим израильское руководство вернулось к давней идее премьер-министра Ариэля Шарона: если полное урегулирование невозможно, то стороны могут попытаться заключить некое промежуточное соглашение, отложив вопрос в Иерусалима в сторону на 20-30 лет. Когда же палестинцы и евреи научатся жить в мире и сотрудничестве, к вопросу Иерусалима можно будет снова вернуться.
Поначалу председатель Палестинской автономии категорически отвергал идею достижения такого промежуточного соглашения, однако, по последним данным, он близок к тому, чтобы на это согласиться. Однако, как опасаются в Израиле, взамен Махмуд Аббас может выдвинуть новые, заведомо невыполнимые условия и снова сорвать переговоры.
Пятая, и главная проблема – Израилю важно получить гарантии своей безопасности, то есть того, что в будущем Палестинское государство не станет платформой для объединенной арабской армии для нападения на него, или что эта территория не станет базой для постоянных ракетных обстрелов, как это произошло с Газой, из которой Израиль ушел добровольно. Для Аббаса сейчас крайне важно добиться выхода террористов на свободу. Сейчас в рамках жеста доброй воли выпушено примерно три четверти этих людей. Судя по всему, как только будут выпущены все 100%, палестинцы заявят, что переговоры по вине Израиля зашли в тупик и прервут их.
Шестая проблема – "отвязка" палестинской экономики от израильской. Сегодня, несмотря на то, что Израиль ушел из Газы, ООН обязала его поставлять в сектор электричество, воду, топливо, продукты питания и т.д. Израиль настаивает на обсуждении этого вопроса в первую очередь, а палестинцы считают, что этот вопрос должен стать последним. Палестинцы сегодня не готовы к созданию своего государства и не смогут существовать без помощи ООН. Как отмечают эксперты МВФ, большая часть денег, которая была передана ООН и странами-спонсорами на строительство палестинской экономики, была расхищена коррупционерами.
Разумеется, этот обзор затрагивает далеко не все проблемы израильско-палестинского конфликта. Но чтобы разобраться в том, что сегодня происходит на крохотной полоске земли между морем и восточным берегом реки Иордан надо, во-первых, хорошо знать историю, а во-вторых, уметь выслушивать доводы обеих сторон и анализировать их.