В Германском обществе внешней политики Эльмар Мамедъяров рассказал о приоритетах Азербайджана

В Германском обществе внешней политики Эльмар Мамедъяров рассказал о приоритетах Азербайджана

Вчера находящийся с визитом в Германии министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров провел встречу один на один со своим германским коллегой Франком-Вальтером Штанмайером, встретился с советником канцлера Германии по вопросам внешней политики и политики безопасности, начальником Управления по безопасности и политике развития Кристофом Хойсгеном, а также выступил в Германском обществе внешней политики, где рассказал о том, с какими вызовами сталкивается Азербайджан в сфере  безопасности и провел экскурс в историю.

См. также "Эльмар Мамедъяров: "Урегулирование карабахского конфликта откроет возможности для развития всего региона"

Мамедъяров рассказал, что в течение последних 20 с лишним лет Азербайджан восстанавливает свой суверенитет, так как уже был независимым государством в 1918-1920 годах: "Это длилось всего 23 месяца - мы провозгласили независимость в начале XX века, но то было время потрясений не только на Южном Кавказе, но и во всем мире, включая такие империи как Оттоманская и Российская. К сожалению, лидеры Азербайджана того времени не смогли тогда сохранить независимость. В 1920 году буржуазное правительство сменили на коммунистическое, а 30 декабря 1922 года Азербайджан стал частью СССР. В какой-то мере Азербайджанская ССР была квазинезависимой республикой - все вопросы решались как в независимом государстве, за исключением внешнеполитических. Все республики Советского Союза на международной арене представляла Москва. После Второй мировой войны и Сан-Францисской конференции 1945 года, к ООН из советских республик присоединились Украина и Белоруссия. Это означало для них возможность представлять себя в институтах ООН. Однако Азербайджан продолжал находиться в квазизависимом положении".

Между тем, к концу Второй Мировой войны, в 1944 году, советское правительство восстановило народный комиссариат иностранных дел Азербайджана. А в 1946 году эта организация была переименована в министерство иностранных дел. "Я работал в Министерстве иностранных дел Азербайджанской ССР с 1983 года. Тогда мне было всего 23 года. Нас было всего 13 человек – тех, кто представлял внешнюю политику Азербайджана, включая секретаря и министра, но мы называли себя Министерство иностранных дел Азербайджанской ССР. На протяжении всех этих лет я занимаюсь внешней политикой. В 2004 году я получил пост министра иностранных дел уже в независимом Азербайджане", - рассказал Эльмар Мамедъяров.

Он заявил, что в ходе восстановления независимости Азербайджан сталкивается с различными, иногда крайне серьезными проблемами: "Самым главным для нас стал конфликт с Арменией, который начался в 1988 году, еще до распада СССР. Но после объявления Азербайджаном и Арменией независимости конфликт стал еще более острым. Его удалось приостановить лишь благодаря соглашению о прекращении огня и посредничеству России. Затем Азербайджан стал членом ОБСЕ, плавно выходя из российской орбиты. Когда была создана Минская группа ОБСЕ [по карабахскому урегулированию], мы наивно полагали, что конфликт может быть решен усилиями международного сообщества, международных посредников довольно быстро. Белоруссия предложила создать Минскую группу, чтобы Армения и Азербайджан имели возможность совместно решать вопрос, а конференция, на которой предполагалось заключить соглашение, прошла в Минске. Но, к сожалению, война продолжалась, как замкнутый круг, то прекращаясь, то начинаясь вновь. ООН, главная задача которой обеспечивать безопасность в мире, одобрила четыре резолюции, которые поддерживаются Азербайджаном. Резолюции о суверенитете и о международном признании границ означают признание Азербайджана в тех границах, которые были во время Азербайджанской ССР. Кроме того, резолюции требуют прекращения боевых действий и вывода армянских войск с азербайджанских территорий. Первая резолюция была принята, когда Армения захватила регион, находящийся за пределами Армении, на границе Нагорного Карабаха. 

В 1993 году мы все еще верили в то, что есть возможность достижения мира. В 1994-1995 годах было принято соглашение о прекращении огня, а затем на саммите ОБСЕ все члены организации приняли резолюцию, где Нагорный Карабах признается частью Азербайджана. К сожалению, Армения тогда не присоединилась к документу. Тогдашний президент Армении Тер-Петросян сказал, что ему нужно больше времени на обсуждение этого вопроса, но через несколько месяцев он был смещен со своего поста", - рассказал глава внешнеполитического ведомства Азербайджана.

"В 2004 году мы вели переговоры с предыдущей администрацией Армении. Мне кажется, что это была очень содержательная и плодотворная часть переговоров, которые завершились в 2007 году на уровне премьер-министров принятием Мадридских принципов, представленных международному сообществу в Мадриде в ходе встречи ОБСЕ. В них есть некоторые положения, с которыми не согласны мы, есть те, с которыми не согласна армянская сторона. Тогда сопредседатели Минской группы - Россия, США и Франция - согласились, что переговоры должны проходить на уровне президентов, потому что министры иностранных дел не могут решить всех проблем. Президенты встречались с 2007 по 2009 год, и принципы были обновлены, а затем представлены мировому сообществу в Афинах в ходе заседания ОБСЕ. К сожалению, Армения не присоединилась к ним. Тогда президент России Дмитрий Медведев решил взять ситуацию в свои руки. В 2012 году прошла последняя встреча с участием президентов Медведева, Алиева и Саргсяна. Тогда президентами Азербайджана и Армении был впервые подписан очень важный документ о принципах урегулирования, разработанный в Москве. Но, к великому сожалению, даже президенту Медведеву не удалось довести дело до успешного конца. В данный момент мы находимся в подвешенном состоянии - непонятно, что будет дальше. Прошлым летом министр иностранных дел РФ Сергей Лаврова высказал очень интересные, очень прагматичные предложения. Но все они основаны на мадридских принципах", - пояснил министр.

Он рассказал, что три страны-сопредседателя МГ ОБСЕ на уровне президентов – сначала Медведев, Обама и Саркози, а затем Олланд, Путин и Обама – принимали участие в процессе урегулирования: "Было сделано пять-шесть заявлений. В каждом из них сопредседатели описывали, как они видят разрешение конфликта. Все заявления содержат очень важный посыл о том, что статус-кво неприемлем, а затем добавилось еще одно слово «губителен». Азербайджан говорил об этом с первого дня. Мы считаем, что режим прекращения огня - это не разрешение конфликта, он лишь затягивает переговоры сами по себе. С другой стороны, мы понимаем, что самая большая проблема – военное присутствие Армении на оккупированной территории Азербайджана. Мы верим, что чем скорее военный фактор будет сведен на нет в рамках необходимых шагов по обеспечению гарантий безопасности, что также является частью мадридских принципов, тем скорее вопрос будет решен. Логика очень простая".

По словам Эльмара Мамедъярова, остро стоит вопрос возвращения беженцев: "На всех оккупированных территориях, которые составляют примерно 20% нашей территории, были произведены тотальные этнические чистки. На оккупированных территориях, включая Нагорный Карабах, сейчас не живет ни одного азербайджанца".

Министр пояснил, что речь идет не только о Нагорном Карабахе: "Прежде всего, необходимо вывести армянские войска из семи оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха, затем необходимо восстановить инфраструктуру, наладить связи, организовать возвращение беженцев; затем мы переходим к присутствию международных миротворцев; а завершающий этап – определение статуса Нагорного Карабаха. Обычно такой подход называют пакетным урегулированием или пошаговым урегулированием. Но начинать надо с ликвидации военной составляющей. Именно это должно стать первым шагом".

Глава азербайджанского внешнеполитического ведомства заявил также о необходимости снизить военные риски: "Понятно, что никто не начинает с конца, с последнего пункта, хотя именно он имеет огромное значение для Азербайджана, так как мы считаем Карабах частью нашей территории. На территории моей страны не должно быть серой, незаконной зоны. Если вы спросите меня как министра иностранных дел, что вы будете делать, когда наконец статус Нагорного Карабаха будет определен, я скажу, не должно быть нелегального образования на территории моей страны. Понимая, что необходимо возвращать людей, налаживать связи между ними, строить доверие, мы должны покончить с военным фактором. Затем необходимо восстановление экономических связей, но при этом необходимо обеспечивать защиту населения. Это позволит создать хорошую возможность для того, чтобы взять ситуацию под контроль. Это очень простая идея. Я считаю, логика в ней присутствует".

Вторая часть выступления Эльмара Мамедъярова в Германском обществе внешней политики была посвящена экономическому развитию Азербайджана: "Мы увеличили свой ВВП почти в четыре раза. Это было достигнуто в том числе благодаря глобальному проекту, известному как Контракт века, по добыче нефти в Каспийском регионе. Экспорт нефти осуществляется не только из Азербайджана, но и из Туркменистана и Казахстана. Нефть идет на международные рынки через трубопроводы или посредством танкеров, сначала через грузинские морские порты, а затем по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. На пике производства мы добывали миллион баррелей в день, сегодня, конечно, меньше. Экономическое развитие страны способствовало укреплению нашей независимости. Хорошие отношения с соседями очень важны для дальнейшего стабильного развития нашего государства. Кстати, мы всегда напоминаем Армении - вы не можете забрать землю и убежать с ней; нравится вам это или нет, но вам придется иметь дело с соседями. Поэтому все-таки придется придти к соглашению, хотя это очень трудно, но необходимо проявить политическую волю, чтобы двигаться дальше. Мы готовы делать это на основе мадридских принципов, на основе предложений президентов стран-сопредседателей Минской группы, которые являются постоянными членами СБ ООН, выслушать их предложения по разрешению конфликта и принять их. Думаю, это лучший способ вернуть мир и стабильность в регион".

По словам азербайджанского министра, для его страны с точки зрения будущего важны два момента: "Первый – укрепление независимости, суверенитета и территориальная целостность. Второй – независимое развитие в экономическом плане, построение институтов гражданского общества и демократии. Эти темы взаимосвязаны. Только таким образом мы можем и должны строить будущее нашей страны".

Мамедъяров выразил мнение, что проект Южного газового коридора, который поддерживается ЕС, очень важен для Европейского союза: "По этому трубопроводу газ будет доставляться в Европу из Азербайджана, с Каспийского моря. Сначала он будет идти по территории Грузии и Турции, затем в Грецию, Албанию, а заканчиваться будет в Италии. Из Италии пойдет дальше по газопроводной системе ЕС. Болгария и Балканские страны также очень заинтересованы в получении доступа к проекту. Диверсификация поставок энергоресурсов является стратегически важными направлением. На данный момент строительные работы практически завершены. С опережением графика ведется строительство Трансанатолийского трубопровода, который проходит по территории Турции. 17 мая в Греции состоится церемония открытия строительства Трансадриатического трубопровода, который будет доставлять газ в Италию. Большой проект стоимостью 45-55 млрд долларов называется Южный газовый коридор. Мы получили полную поддержку со стороны Германии, как одного из тяжеловесов ЕС, который понимает всю важность Южного коридора для ЕС".

Азербайджан также представляет также интерес для Европы как важное звено международных транспортных коридоров. "Есть очень интересная идея сотрудничества с Китаем на этом направлении. Речь идет о Шелковом пути, который пролегает по уже существующим путям из Китая в Центральную Азию и Азербайджан, Грузию, Турцию, а дальше в Европу и по всему миру. Идут работы по строительству железнодорожных путей между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Мы практически закончили строительство своей части до границы с Турцией. Турция закончит свою часть работ в конце года. Проекты туннелей под Босфором свяжут Европу и Китай. Такие проекты могут сделать ближе все страны региона. Создающаяся энергетическая система может стать очередным успешным шагом в развитии моей страны как независимого, суверенного и обеспеченного государства", - заявил Эльмар Мамедъяров.

15825 просмотров



Вестник Кавказа

в Instagram

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!