Вестник Кавказа

Ирану не нужны военные базы на территории Сирии, достаточно "советников"

Ирану не нужны военные базы на территории Сирии, достаточно "советников"
© Фото: Сайт президента России

Сирийское правительство готово предоставить необходимую инфраструктуру для создания базы постоянной дислокации вооруженных сил Ирана. Такой вывод можно сделать из недавнего заявления президента Сирии Башара Асада в интервью арабоязычному каналу Al-Alam, спонсируемому Ираном. Асад подтвердил стремление руководства республики поддерживать стратегическое партнерство между Дамаском и Тегераном, заявив, что в будущем не собирается рвать связи с Ираном, несмотря на возможные проблемы, связанные с присутствием иранских вооруженных формирований на территории САР.

Иран не скрывает присутствия на территории Сирии как добровольцев, так и спецподразделений, специализирующиеся на проведении операций за рубежом, среди которых известное подразделение "Аль-Кодс". Картина участия Тегерана в поддержке Башара Асада становится еще более масштабной, если учесть, что за годы гражданского противостояния в Сирии погибли представители высшего командного состава Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) бригадные генералы Хоссейн Хамедани и Хамид Мохтарбанд, а также генерал-майор Фаршад Хасунизаде.

Интерес Тегерана в сохранении действующего режима в Сирии обусловлен несколькими причинами. Во-первых, Тегеран приветствует на протяжении последних 40 лет сирийскую позицию по региональным проблемам, подчеркивая, что именно Исламская Республика и Сирия, обладают особым взглядом на "ближневосточные дела", противодействуя усилиям США и Израиля на Ближнем Востоке, прежде всего в Палестине. Во-вторых, обе страны регулярно проводили двусторонние встречи на высоком дипломатическом уровне, совещаясь по решению курдской проблемы. Сирия единственная республика, с которой Тегеран готов консультироваться по насущному и для нее курдскому вопросу. Наконец, сохранение единой Сирии это вопрос безопасности Ирана, ибо война и последующая "реконструкция" Ирака вынудила Иран приложить огромные усилия по обеспечению собственной безопасности на ирано-иракской границе. Война на ближнем рубеже обороны (а именно так Ирак традиционно воспринимался иранцами) определила Сирию на роль связующего звена между Ираном и дружественному ему Ливаном. На этом фоне уничтожение единой Сирии означало бы окончательное ослабление позиций Тегерана на всем Ближнем Востоке.

Но почему Иран не спешит с созданием собственной военной базы на территории САР, тем более что Дамаск окажет активное содействие? Действующий формат присутствия Ирана на территории Сирии позволяет Тегерану решать стратегические вопросы, избегая политической ответственности. Очевидно, что "молодые офицеры", в том числе лица из числа добровольцев  получают в Сирии практический опыт непосредственно в боевых условиях. Война показала боеспособность сирийской армии, ее надежность, и Тегеран рассчитывает достичь подобных результатов, сражаясь не на своей территории. Проводимые спецоперации на юге САР позволяют Ирану "прощупать" обороноспособность своего врага Израиля, тем самым, получать необходимые разведданные.

Слова о том, что иранцы готовы сражаться за Сирию до конца не является чем-то безосновательным. Втягивание их в конфликт происходило постепенно и началось задолго до полноценного вмешательства в него России. Именно советники и ветераны Ирано-иракской войны 1980-1988 годов помогли Дамаску перевести экономику страны на военные рельсы, так как республика оказалась отрезанной от захваченных террористами нефтяных месторождений – одного из первостепенных источников дохода САР. К слову, продажа добытой террористами "дешевой" нефти наносила существенный удар не только по доходам Сирии, но и Ирана, также являющегося экспортером нефти и газа. Устанавливая контроль над месторождениями, Иран одновременно восстанавливает баланс по продаже и добычи ресурсов, попутно обеспечивая материально-техническую (в том числе топливную) поддержку сирийского руководства, тем самым, снимая с себя ответственность за его финансирование.

Что касается ирано-израильского противостояния, то вопрос создания военной базы крайне не популярен с точки зрения геополитики. Тегеран не скрывает свое стремление уничтожить еврейское государство. Отношения между Сирией и Израилем также далеки от идеальных, однако Дамаск не ищет вражды с Тель-Авивом. Тем не менее создание иранской военный базы на территории САР может резко осложнить отношения между соседствующими республиками, тем самым Запад получит основания для обвинений Дамаска и Тегерана в подготовке к вероятной войне с Израилем, тем самым предоставит карт-бланш Тель-Авиву в продолжении антииранской риторики со всеми ее вытекающими последствиями. Это касается, в том числе, ядерной программы Израиля, а также проведения спецопераций в отношении дружественных Ирану и Сирии исламских организаций, коим относится ливанская "Хезболла".

Наконец, иранская военная база в Сирии в нынешних условиях – удобная цель для военной авиации Израиля, которая время от времени нарушает воздушное пространство Сирии, нанося ракетно-бомбовые удары, при этом не неся никакой ответственности. Учитывая подобные обстоятельства, Иран не станет рисковать и вкладывать силы, рискуя в случае авианалета потерять внушительный континент собственных войск, так как защитить подобную базу в состоянии лишь современные ЗРК, коих у Ирана нет, а те, что имеются, (речь идет об закупленных у России комплексов С-300) стоят на страже иранских ядерных объектов. Поэтому, скорее всего, Тегеран ограничится действующим "полулегальным" присутствием в САР.

20085 просмотров