Вестник Кавказа

Грузия и Россия возвращаются к теме железнодорожного сообщения через Абхазию

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Постпред премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе заявил, что в конце месяца в Праге пройдет его очередная встреча с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным, на которой стороны намерены обсудить ход выполнения соглашения «О таможенном администрировании и торговле».

Речь идет о документе, оформленном еще в 2011 году в процессе переговоров о согласии Грузии на вступление РФ во Всемирную торговую организацию. Тбилиси долго пытался увязать этот вопрос с проблематикой Абхазии и Южной Осетии, уже признанных к тому времени Москвой в качестве независимых государств. Администрация президента Саакашвили настаивала, что Грузия должна осуществлять таможенный контроль на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы. Для всех было очевидно, что это требование нереальное, но президент Саакашвили грозил применить вето на вступление России в ВТО.

Ситуация изменилась лишь после встречи президентов Грузии и США. Барак Обама попросил Михаила Саакашвили не мешать процессу вступления России в ВТО, поскольку, по его словам, «это очень важно для всего мира». Грузинское руководство, не желая раздражать своего главного союзника, согласилась, но чтобы решить проблему торговли через Абхазию, Москва и Тбилиси при посредничестве Швейцарии заключили вышеупомянутое соглашение. Оно предусматривает участие швейцарской компании в осуществлении таможенных процедур между Россией и Грузией на абхазском участке. Согласно достигнутым договоренностям, швейцарские специалисты будут находиться на грузино-абхазской границе, а также на границе между Россией и Абхазией, соответственно с грузинской и российской стороны. Таким образом, абхазская территория превращается в некий «коридор» торговли между Россией и Грузией. При этом формально не нарушается законодательство ни России, ни Грузии, а каждая сторона получает возможность декларировать верность своим подходам к вопросу статуса Абхазии. Россия считает Абхазию независимым государством, а Грузия настаивает на том, что республика является частью грузинской территории.

Если бы таможенные процедуры осуществлялись только на грузино-абхазской или только на российско-абхазской границе, одна из сторон получала возможность утверждать, что другая сторона согласилась с ее позицией. Но поскольку есть две швейцарские миссии (около Сочи в РФ и около Зугдиди в Грузии), Тбилиси и Москва могут интерпретировать договор каждый по-своему, не «навредив» собственной репутации.
Однако с практической точки зрения, этот договор ничего не значил для двусторонних отношений, поскольку никакой торговли между Россией и Грузией к тому времени уже не было. Во-первых, действовало российское эмбарго, введенное еще в 2006 году после скандала с арестом в Тбилиси и Батуми четырех российских офицеров по обвинению в шпионаже. Во-вторых, нерешенность проблемы Абхазии не позволяла РФ и Грузии использовать этот «коридор» для взаимной торговли.

Все игроки прекрасно понимали, что соглашение, подписанное в 2011 году, имеет практический смысл лишь в том случае, если через территорию Абхазии действительно будут двигаться грузы из Закавказья в Россию. Но единственный проект, предусматривающий в перспективе такое движение – это восстановление железной дороги на территории Абхазии для прямого железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через Грузию.

Вероятно, переговоры Карасина и Абашидзе по теме имплементации договора 2011 года выльются в разговор о возможном восстановлении железнодорожного сообщения. Кстати, когда 2012 госминистр по реинтеграции Паата Закареишвили впервые озвучил тему восстановления железной дороги через Абхазию, он аргументировал свою позицию тем, что этот шаг никак не навредит незыблемой позиции Грузии по непризнанию Абхазии, поскольку все таможенные вопросы решены в рамках соглашения о присоединении России к ВТО.

Таким образом, у нынешних властей есть сильный аргумент против неминуемых обвинений оппозиции в «сдаче Абхазии» и «переносе границы к Зугдиди», ведь договор о таможенном коридоре оформлен во время правления партии Саакашвили, превратившейся сейчас в оппозицию. Так какие же могут быть претензиции к нынешним властям?

Заметим, что сообщая о тематике будущей встречи с Григорием Карасиным, Зураб Абашидзе ни разу не упомянул о железной дороге через Абхазию, прекрасно понимая «взрывоопасность» данной темы. Но практически реализовать соглашение 2011 года возможно лишь в том случае, если заработает таможенный коридор через Абхазию, поэтому вопрос о железной дороге напрашивается сам собой, ведь регулярное автомобильное сообщение между Россией и Грузией через абхазскую территорию нереально и бессмысленно с торгово-экономической точки зрения.

С другой стороны, возобновив разговор о железной дороге, правительство Ираклия Гарибашвили обязательно столкнется с проблемами как внутриполитического, так и внешнеполитического порядка, поскольку в Баку внимательно следят за всеми переговорами о железной дороге Россия–Армения.

39520 просмотров

Видео

Все видео


реклама