Реформа правоохранительной системы Грузии когда-то была гордостью страны и до сих пор служит образцом для остальной части бывшего советского пространства. Но серия громких инцидентов, связанных с якобы имевшими место нарушениями со стороны полиции, подчеркнула обеспокоенность по поводу того, что прогресс застопорился, и недоверие общественности к полиции растет.
Как пишет Eursaia.org в статье Georgia: Are the Police Backsliding?, двумя последними спорными инцидентами стали арест в начале июня рэп-дуэта, известного под названием ”Биржа мафия”, по сомнительным обвинениям в хранении наркотиков, и скандальное похищение азербайджанского журналиста Афгана Мухтарли в мае. Но даже до этих инцидентов опросы общественного мнения демонстрировали снижение доверия общественности к правоохранительной системе. Согласно опросам, 60% жителей Грузии одобряли работу полиции в ноябре 2013 года, но к апрелю 2017 года таких стало всего 38%.
По данным опроса, проведенного Национальным демократическим институтом и Кавказским исследовательским ресурсным центром (CRRC), доля тех, кто недоволен полицией выросла до 14%. ”Тенденция очевидна: сегодня жители Грузии менее впечатлены работой своих правоохранительных органов, чем в прошлые годы”, - сказал Дастин Гилберт, аналитик по вопросам политики из CRRC.
Задержание рэперов, вероятно, усугубит эту тенденцию. Один из арестованных, Михаил Мгалоблишвили, заявил, что полиция подбросила им таблетки экстази, за то, что они показали полицейского на поводке в одном из своих видеоклипов. ”Собака” - уничижительный термин для обозначения полицейского в современном грузинском языке, но его использование заметно уменьшилось на фоне реформ правоохранительных органов за последние десять лет, когда тысячи офицеров были уволены и заменены новобранцами, зарплаты увеличены, а полицейские агентства реорганизованы. Эти реформы в значительной степени были успешными в плане изменения образа толстого, продажного полицейского на молодого, тщательно обученного офицера в красивой униформе.
Дело ”Биржи мафия” спровоцировало марш протеста 10 июня, самый масштабный в Тбилиси за последние несколько лет. Протестующие не сомневались в том, что полиция подложила наркотики молодым рэперам.
”Я не считаю, что каждый раз в случае с наркотиками, полиция подбрасывает из подозреваемым, но мы видели так много нарушений надлежащей процедуры, что общественность автоматически не верит в подобных случаях”, - заявила Эка Гигаури, директор грузинского отделения Transparency International по борьбе с коррупцией.
Инцидент с ”Биржей мафия” напоминает о 1990-х годах, когда между полицией и молодежью были частые столкновения. В те дни полиция была бичом "биржи" (грузинский термин для обозначения группы детей, проводящих большую часть времени на улице).
Даже худоба и изможденный вид подростка могли быть достаточной причиной для того, чтобы арестовать его. Более удачливым могли помочь влиятельные родственники или друзья семьи, которые улаживали проблемы с полицией. Менее удачливым инкриминировались всевозможные проступки, и затем им приходилось посредством откупа прокладывать себе путь на свободу.
Спустя два десятилетия и множество реформ, Грузия изменилась, и коррупция больше не является серьезной проблемой. Но остаются вопросы, связанные с полицейской практикой, особенно в спорной войне с наркотиками и чрезмерной зависимостью от секретных методов наблюдения, что дает политическим должностным лицам возможность получить доступ к компрометирующим материалам о своих соперниках.
Тбилисский суд освободил двух рэперов под залог после того, как главный рэпер Грузии Бера, сын богатейшего человека страны Бидзины Иванишвили написал на Фейсбуке ”Я с вами, ребята”.
”Общественное доверие к полиции падает, и это, несомненно, связано с серией недавних инцидентов, - сказал Джаба Девдариани, консультант по реформе государственной администрации. -Демократическая полицейская деятельность невозможна без общественного доверия”.
В прошлом году также произошел инцидент, когда полиция не смогла остановить, а затем эффективно наказать в суде за нападение на политиков из оппозиционного Единого национального движения (ЕНД) на предвыборном мероприятии, что способствовало созданию впечатления о том, что правоохранительные органы обращают внимание на политическую принадлежность. В ответ ”Грузинская мечта” напомнила жителям страны о том, как ЕНД будучи у власти также использовала полицию в качестве инструмента для подавления оппозиции.
Основная проблема, по мнению аналитиков, заключается в том, что полиция по-прежнему подвержена политическому влиянию. ”Осознание того, что ваша карьера зависит не от достижений в исполнении служебных обязанностей, а скорее от лояльности к тому, кто у власти, оказывает коррумпирующее влияние”, - считает Эка Гигаури.
Джаба Девдариани, который работал над реформой полиции в Сербии с 2006 по 2011 год, рекомендовал провести несколько системных реформ, которые бы отделили полицию от политики в Грузии. Это реорганизация руководства, назначение независимого начальника полиции на срок дольше, чем срок работы правительства, что помогло бы обеспечить независимость позиции правоохранительных органов от правящей партии. Кроме того, министр внутренних дел не должен увольнять начальника полиции, если он не обвиняется в совершении преступления или вопиющем этическом или процессуальном правонарушении, считает Девдариани. Полиция должна также перейти на модель профилактической полицейской деятельности.
Гигаури сказала, что создание действительно независимой системы полицейского надзора должно стать главным политическим приоритетом. Пока полиция защищает правящую партию, правоохранительные органы и политический истеблишмент будут продолжать действовать сообща, сталкиваясь с обвинениями в неправомерном поведении, сказала она.
”Правящая партия может стать заложницей такой системы, и мы видели, что может пойти не так, - сказала Гигаури, имея в виду случаи насилия со стороны полиции и пытки в тюрьмах, которые способствовали падению ЕНД в 2012 году. - Это уже стало причиной ухода одного правительства, поэтому я надеюсь, что текущее правительство сможет извлечь пользу из этого урока”.