Битва за Молдавию

Битва за Молдавию

Президент Молдавии Игорь Додон завершил продолжительный визит в Россию, насыщенный встречами с президентом Владимиром Путиным, чиновниками высшего эшелона и даже Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Вернувшись домой, Додон отчитался о поездке на специальном брифинге. Президент сообщил, что получил приглашение принять участие в заседании глав государств-участников ЕАЭС, поскольку республика является наблюдателем при совете. Мероприятие состоится в начале декабря, и Игорь Додон собирается принять в нем участие.

Вторая новость - практического характера - оказалась на радость молдавским аграриям. Президент сообщил, что уже с начала наступающего года местные сельхозпроизводители, работающие с Россией, будут освобождены от таможенных экспортных пошлин на овощи, фрукты, винодельческую продукцию, а также овощные и фруктовые консервы. Договоренность об этом была достигнута в ходе встречи с Путиным, и в ближайшие дни в Кишинев прибудут специалисты Роспотребнадзора для составления списка молдавских компаний, которым будут предоставлены упомянутые послабления. Речь может идти примерно о 100 компаниях-экспортерах. Для крохотного преимущественно аграрного государства – аванс, выданный Москвой, представляется очень щедрым. Другое дело, что послабление таможенного режима будет полугодичным – на пробу. И, видимо, не столько вкусовую, сколько "политическую".

Молдавская продукция, в частности, вино в последние несколько лет то получало от России режим максимального экспортного благоприятствования, то в одночасье впадало в немилость, получая жесткие предупреждения, а то и вовсе экспорт приостанавливался. И дело не в том, что вкусовые качества продукции стремительно ухудшались, а в политической ситуации внутри республики. Проблемы с экспортом продукции у Кишинева, как правило, начинались при усилении прозападных настроений, и, наоборот, зеленый свет зажигался, когда в республике, в различных слоях населения и политических кругах на авансцену выплывали пророссийские ориентиры. Молдавию, конечно, можно было бы заподозрить в своеобразной игре, наподобие "качелей Лукашенко", но ситуация в республике действительно не очень стабильная.

Опыты над Конституцией привели к тому, что в Молдавии у президента с ограниченными полномочиями своя дорога, а у правительства – реальной власти – своя. При этом президента не назвать "гол, как сокол" - его Социалистическая партия (правда, сам президент уже не может быть официально членом партии, являясь надпартийной фигурой) - вторая по численности в парламенте, хотя сильно уступает проевропейской коалиции, пользуясь возникающими противостояниями между ее субъектами, умудряется иногда блокировать те или иные решения. Прозападные силы, в лице правительства отвечают тем, что при малейшем обострении противоречий временно отстраняют от власти президента. Это позволяет Конституция, и Додон то и дело оказывается не у дел, до тех пор, пока правительство не пробивает нужный себе расклад.

В результате в республике прозападное правительство, пророссийский президент, население тоже разделено на две части – одна будущее видит в единении в Европой, другая – с Россией и пророссийскими альянсами. Сюда же добавляется неурегированная проблема Приднестровья, создавая самые благоприятные условия для того, чтобы любой талантливый политик в два счета свернул бы себе шею.

Додон с первых дней пребывания в президентском кресле позиционировал себя как политик, тяготеющий к Москве. И пока он в ходе нынешнего визита в Россию, доказывал свою "пророссийскость", убеждал визави в том, что, несмотря на запутанность, ситуация в Молдавии далека от обреченности (прозападности), добивался преференций и т.п. Кишинев с краткосрочным визитом навестили американские сенаторы и убедили правительство в необходимости укрепления контактов с НАТО, да так, что это может быть зафиксировано в Конституции республики.

Еще раньше правящая Демократическая партия Молдавии представила в парламент законопроект, согласно которому в Конституции появлялась бы запись о европейском курсе республики. Однако усилиями оппозиции, главным образом Социалистической партии, документ был заблокирован. Правительство решило добиться своего через референдум, который запланировала провести одновременно с парламентскими выборами в феврале 2019 года. По замыслу властей, избиратель, делая выбор, должен еще и ответить на вопрос – поддерживает ли он проевропейский курс и нужно ли это зафиксировать в Основном законе страны. Теперь, похоже, вопрос может получить иную смысловую нагрузку - об интеграции с ЕС и НАТО.

Игорь Додон, как никто другой, понимает "пикантность" ситуации. В выборах он принимать участия не сможет – оппоненты уже объявили о выводе его из игры или об ограничении его действий. Чтобы президент во время избирательной кампании не активничал, достаточно, чтобы в выборах приняли участие спикер парламента и премьер-министр. В этом случае президент остается первым лицом государства, беспартийным, как уже отмечалось, и отвлекаться на что-то другое, кроме госуправления, ему просто нельзя. А премьер Павел Филип и спикер Адриан Канду уже объявили об участии в выборах, и этим лишили Додона возможности маневров. Теперь президенту остается выступать с агитационными речевками до официального старта избирательной кампании, потому как с момента официального старта ему положено будет молчать и заниматься только государственными делами.

Поэтому уже сегодня Игорь Додон призывает граждан Молдавии "на выборах 24 февраля делать правильный выбор - в массовом порядке голосовать за Партию социалистов". При этом Додон называет три сценария развития событий. Социалисты берут верх, формируют парламентское большинство правительство. Второй вариант – Запад опять добивается создания в Молдавии очередной "проевропейской коалиции", но это уже поднадоело электорату. И третий – никто не набирает количества мандатов, достаточного для формирования в парламенте большинства, тогда осенью будут назначены перевыборы, а все это время с февраля по осень единственным легитимным органом власти будет президентский институт.

По мнению большинства экспертов, судьба выборов будет решаться в борьбе между кандидатами-мажоритариями. 51 депутат из 101 будет избран по одномандатным округам, а это, между прочим, парламентское большинство. Нюанс же в том, что все эти мажоритарии по Конституции будут считаться независимыми депутатами, даже если они и состояли в какой-либо из партий. И тогда во многом проявится их партийная принципиальность – ведь посулы что прозападных, что пророссийских сил при создании в парламенте коалиций, скорее всего, будут весьма соблазнительными.

Поэтому, говорят они, для Игоря Додона может самым выгодным оказаться третий сценарий: большинство в парламенте сформировать не удается, назначаются перевыборы, а он за полгода фактически единоличной власти беспримерно усиливает свои позиции, да так, что к парламентским перевыборам многим их участникам покажется перспективным оказаться в президентском лагере.

25385 просмотров



Вестник Кавказа

на YouTube

Подписаться



Популярные